Трансформация семьи в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования - рассмотреть семью в условиях трансформации современного российского общества. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- определить теоретико-методологические основы исследования социального феномена семьи, его сущность и основные подходы к изучению;
- рассмотреть основные проблемы семьи в социальной теории сквозь призму модернистской и кризисной моделей развития;
- выявить ценность семьи в системе ценностей российских граждан;
- проанализировать основные факторы, влияющие на трансформацию ценностей семьи.

Содержание

Введение
1. Семья как социологический феномен
1.1. Семья: сущность, понятие и основные подходы к изучению
1.2. Структура и жизненный цикл семьи
1.3. Проблема семьи в социальной теории
2. Трансформация семьи в современном российском обществе
2.1. Зарегистрированные и незарегистрированные ролевые отношения личности в браке, как фактор семейной идентичности в современном обществе
2.2. Ценность семьи в системе ценностей россиян
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

301422 Семья. Курсовая.docx

— 100.48 Кб (Скачать документ)

К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят  роли «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий» и др. Например, в  «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции, социальному  дистанцированию, агрессивные формы  реагирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.

Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются действием защитных механизмов, обусловленных  личностными проблемами каждого  из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом.

По функциональным особенностям выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.

Нарушение структуры семьи — это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Эти нарушения можно наблюдать в современном обществе достаточно часто. В современной семье все чаще имеет место так называемое двоевластие, когда супруги являются лидерами по очереди или в разных сферах деятельности. В то же время показано, что борьба за власть выступает первым толчком для ссор у двух из трех разводящихся пар [Васильченко Г. С, Решетняк Ю. А., 1990].

В нашей стране наиболее распространена структура, при которой семья  состоит из взрослых (мужа, жены и  в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей (обычно в семье бывает один или два ребенка). Как указывает  Э. Г. Эйдемиллер, для структуры российской семьи характерны определенные отличительные  особенности, которые могут выступать как причины ее дисфункций [33, с. 202].

  1. век привнес новые тенденции в развитие семьи:
  • снижение рождаемости, увеличение доли внебрачных рождений;
  • увеличение мало- и однодетных семей;
  • увеличение доли семей, где молодые живут вместе с родителями;
  • увеличение национальных и социосмешанных семей за счет ослабления социальных и этнических барьеров;
  • снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями;
  • снижение интенсивности заключения браков, повышение уровня окончательного безбрачия [10, с. 37-39].

 

 

 

    1. Проблема семьи  в социальной теории

 

Семья — наиболее древнее из социальных объединений людей, ее история насчитывает  несколько тысячелетий.

Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство  и пр.

История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть  и примитивных ее форм) как исполнителя  некоторых специфических социальных заказов общества.

Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий  людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был  устроен, сегодня не в состоянии  реально решить проблему психологического одиночества современного человека [8, с. 56].

В последние годы интерес к семье  специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано  с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Семья как любой социальный институт выполняет в обществе определенные социальные функции:

  • Репродуктивную;
  • Воспитательную;
  • хозяйственно-бытовую;
  • экономическую;
  • рекреационную;
  • сексуальную [32, с. 36].

Сторонники консервативно-кризисной  парадигмы полагают, что семья  находится под угрозой исчезновения, в виду чего возникает необходимость  укрепления основ данного социального  института. Ученые, принадлежащие к  «парадигме действия» [Токмакова М.А.; 1999] в происходящих с семьей изменениях, усматривают проявление глобального кризиса семьи, упадка всего семейного образа жизни. Семья не выполняет своих основных функций, что означает кризис не только семьи как института, но кризис ценностей общества в целом. В процессе становления новых социальных и экономических условий общество переходит от ценностей многодетности, стабильного брака, к ценностям внесемейного характера, выраженным в стремлении людей к самореализации, к личностным достижениям. Другими словами, происходит качественное изменение социального сознания от ориентации на группу к ориентации на самого себя. Следовательно, в обществе формируется антагонизм между основными потребностями в рождении и воспитании новых генераций и реализацией семьей её основных функций – репродуктивной и социализационной.

Основная идея  либерально-прогрессистской парадигмы  состоит в том, что на основе старых форм семьи возникнут принципиально  новые альтернативные семейные структуры. Так, сторонники этого подхода считают, что изменения, происходящие с семьёй, носят позитивный характер, способствующий «плюрализации» семейных форм. Существующие же отрицательные тенденции являются лишь свидетельством неполноты и  незавершённости процесса трансформации. Соответственно, основные задачи проводимой семейной политики должны заключаться  в том, чтобы способствовать ускорению  объективного хода событий, завершению процессов «трансформации» в  семейной сфере,  «выйти» на уровень  «передовых» в отношении состояния  семьи стран [20, с. 28-32].

 Вряд  ли можно согласиться с мнением тех, которые полагают, что эти изменения являются проявлением не только кризиса семьи, но кризиса самого общества. В значительной степени это связанно с неразработанностью вопроса о критериях оценки эффективности семьи.

Таким образом, можно определить, что к деструктивным факторам, которые негативным образом влияют на семью, её стабильность, можно отнести такие как:

  1. Отсутствие отдельного жилья. Зачастую, для молодых семей, по причине невозможности самостоятельного приобретения жилой площади, возникает необходимость совместного проживания с родственниками, что повышает напряжение между поколениями и внутри семьи;
  2. Неравномерное распределение домашних обязанностей. В городских условиях многие мужчины утрачивают роль добытчика в семье, в то время как женщина, помимо своих традиционных обязанностей, вынуждена зарабатывать;
  3. Внутрисемейные конфликты. В данном случае имеются ввиду, не конфликты сами по себе, а неспособность решать их внутри семьи. Необходимо отметить, что возникновение внутрисемейного напряжение, которое приводит к различного рода спорам, ссорам и т.д. – явление нормальное. Однако способы их преодоления свидетельствуют о высокой степени нигилизма в области семейной жизни.
  4. Гедонистический образ жизни.
  5. Окружающая психотравмирующая действительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трансформация семьи в современном российском обществе

2.1. Зарегистрированные и незарегистрированные ролевые отношения личности в браке, как фактор семейной идентичности в современном обществе

 

В современную эпоху в нашей  стране и во всём мире, семья и  как социальный институт как группа и малая социальная, проходит серьёзную  проверку на прочность. Причем проверку эту проводит над ней само общество. Однако, несмотря на все трудности, которые преследуют её в последние  десятилетия, она живет и продолжает исполнять присущие ей функции. Ослабление семьи - отнюдь не в интересах общества, поэтому необходимо оказывать действительную государственную помощь этому важнейшему социальному институту, без которой  социум не сможет нормально существовать и функционировать.

Практически в любой новой форме  семейно-брачного поведения можно  разглядеть несомненный внутренний консерватизм и преемственность  из традиционной семьи, если взвесить это новое по критерию монополигамности. Реальность моногамии не ставится под  сомнение. К моногамному браку  относится прерывающийся брак. Прерывающийся брак – это брак, при котором супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины перерывов в отношениях могут быть самые разнообразные: от командировок до того, что людям просто необходимо отдохнуть друг от друга. Такого рода отношения вписываются в тенденцию расширения личностной автономии партнеров.

Похожим на прерывающийся брак является ограниченная временем семья. Брак заключается на определенный срок, который оговаривается в некотором договоре. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым. После чего «временные» супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или заключить новый брак на следующий срок, или заключить формальный брак бессрочно.

Менее распространены встречающиеся семьи. Брак между супругами зарегистрирован, но живут они отдельно, каждый у себя. Встречи супругов нерегулярны, в основном для реализации родительского долга, изредка – супружеского. Появившихся детей, как правило, растит их мать. Отец занимается детьми только когда есть время и желание.

Понятие открытого брака шире, чем только брак, дающий партнеру право на автономную личную жизнь и, соответственно – на измену.          близости и свободного личностного роста. Поэтому главной чертой открытого брака является негласный или озвученный договор о личной жизни. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу. Тот накал взаимных переживаний, который привносит в открытый союз, влюбившийся и искренне заявляющий об этом партнер, собственно и составляет эмоциональную ценность подобных отношений [16, с. 132-134].

Незарегистрированный, брак представляет собой форму брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной, проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство, не состоящих в официально зарегистрированных супружеских или родственных отношениях, но имеющих эмоциональные и/или сексуальные отношения, которые регулируются определенной системой правил, норм и ценностей, принятой в обществе на данном этапе его функционирования.

Классификация незарегистрированных браков по основным критериям включает в себя молодежные браки, браки людей  среднего и старшего возраста (по возрастному  критерию), непродолжительные и длительные браки (по длительности существовании), постбрачные и добрачные браки (по брачному статусу партнеров). В России такая форма семьи получила название «гражданский брак».

Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений представляет собой совокупность норм и правил, посредством которых обеспечивается функционирование брачного союза, которые определяются как институциональными характеристиками брака (степень институализации, легитимность и стабильность), так и ценностно-мотивационной структурой партнеров, (ценности семьи, детей, брака; мотивы предпочтения незарегистрированного брака; намерение оформить отношения, согласованность ожиданий), причем различные виды незарегистрированных браков обладают различными социальными механизмами, которые влияют на характер отношений между партнерами, в том числе на структуру их эмоциональных отношений; ролевую структуру и структуру коммуникаций между ними, что в совокупности обуславливает различные типы незарегистрированных брачно-семейных отношений с точки зрения их социального смысла [17, с. 4-7].

Таким образом, можно заключить, что на уровне общества незарегистрированный брак как социальное явление дисфункционально, так как трансформирует институт семьи и брака, откладывая рождение детей и увеличивая вероятность развода пар.

В официальном браке механизмы интимности преобладают над механизмами автономности в регуляции супружеских отношений.

Официальная регистрация  брака дает обоим супругам установку  на стабильность и определенность, уверенность и взаимные обязательства, в том числе финансовые, друг перед  другом и родительскими семьями, что укрепляет традиционные основы расширенной семьи и в целом  увеличивает доверие со стороны  социума. Психологическая близость и посвященность другому человеку и родительским семьям максимальны, хотя снижаются с рождением детей, что связано с процессами вторичной адаптации супругов. Супруги удовлетворены отношениями, однако, при отсутствии согласия или столкновении интересов сторон, стремление к автономии болезненно для обоих супругов.

На протяжении 20 столетия во всём мире традиционный тип семьи  постепенно заменяется модернизированным  типом семьи, а наряду с традиционными  формами семейно-брачных отношений  формируются и закрепляются в  семейно-брачном поведении формы  отношений, альтернативные традиционным формам семейно-брачных отношений. К числу наиболее распространённых альтернативных форм семейно-брачных  отношений на рубеже тысячелетий  относятся одиночество, незарегистрированное сожительство, сознательно бездетный  брак, внебрачные сексуальные связи, свингерство, гомосексуальность, групповой  брак. В результате современные семейно-брачные  отношения оказываются представленными  одновременным существованием и  развитием моногамных и немоногамных моделей семейно-брачного поведения  и семейно-брачных отношений, традиционных и альтернативных традиционным семейных стилей [7, с. 107-108].

Информация о работе Трансформация семьи в современном российском обществе