Труд и социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание

В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая землю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 3
1.1 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ. 3
1.2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА. 6
1.3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ. 8
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 9
ВЫВОД 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

Труд и социальная политика.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

  В   любой  стране,  при  любой   общественно - политической  и  социально-экономической системе  экономика  в  той  или  иной  степени  управляется  государством  в  лице  государственных  органов.

В странах  с  рыночной  экономикой  степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность  предприятия и предпринимателей  меньше,  чем в странах с централизованной  экономикой,  и носит преимущественно косвенный характер. 

Государство воздействует  на  экономику посредством законодательных ограничений,  налоговой системы,  обязательных  платежей  и отчислений,  государственных инвестиций,  субсидий,  льгот,  кредитования,  осуществление государственных социальных  и экономических  программ.  Во  многом  ограниченность  государственного  вмешательства  в  условиях  рыночной  экономики  обусловлена  частной,  акционерной,  коллективной  собственностью  на  средства  производства,  включая  землю.  Право  собственности  обеспечивает относительную  независимость  собственников  от  государства  и  его  органов  управления.

  Отметим,  что  государственное  регулирование   экономики  может  быть  направленно   как  на  ограничение  или   даже  на  подавление  нежелательных   для  общества  видов  экономической  деятельности,  таких,  производство  и  торговля  наркотиками,  оружием,  так  и  на  поддержку  некоторых  форм  предпринимательства  (содействие  фермерским  хозяйствам,  поддержка  малых  форм  экономической  деятельности,  освобождение  от  налогов  благотворительных  пожертвований).

  Государственное   регулирование  экономики   ставит  своей  главной  целью   соблюдение  интересов  государства,  общества  в  целом,  социально  незащищенных  слоев  населения   и,   не  забывая  при  этом,  о правах  личности.

  Экономика  - это  система  жизнеобеспечения  человека  и  общества.  Правомерно  задуматься  над  тем,  в   какой  мере  и  каким   образом  качество  нашей   жизни  связано  с  состоянием  и  развитием  экономики;  чем  характеризуются  социальные  категории;  каким  образом  экономика  способна  улучшить  жизнь.

  В   широком  смысле  слова  социальным  принято  называть  все,  что   непосредственно  относится   к  обществу,  людям,  их  жизни.  Вместе  с  тем  существует  и  более  узкая область экономики,  непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной  сферой.  К социальной сфере принято относить  экономические объекты и процессы,  виды  экономической деятельности,  непосредственно связанные  и  касающиеся  образа  жизни  людей,  потребления  населением  материальных  и  духовных  благ,  услуг,  удовлетворения  конечных  запросов  человека,  семьи,  коллектива,  групп,  общества  в  целом.

  Уже   из  этой  общей  характеристики  социальной  сферы  очевидно,  что  социальная  экономика  чрезвычайно  многогранна,  охватывает  обширный  круг  экономических  объектов  и  процессов.

  Прежде  всего,  эта  часть  экономики   связана  с  потреблением  ими  благ  и  услуг.  Социальная  экономика  как  наука  изучает,  исследует,  анализирует  природу  возникновения  потребностей,  потребительские  запросы,  структуру  потребления,  выделяет  рациональные  потребности  человека,  семьи,  социальных  групп,  регионов,  общества  с  учётом  разнообразия  самих  потребностей  и  потребителей.

    Практически  все  отрасли   экономики  имеют  то  или   иное  отношение  к  социальной  сфере,  обслуживают  и  удовлетворяют   социальные  потребности  людей.  На  социальные  нужды  работают  промышленность – и  не  только  пищевая  и  легкая,  но  даже  в  какой-то  мере  и  промышленный  комплекс,  сельское  и  лесное  хозяйство,  строительство,  транспорт,  связь,  торговля,  общественное  питание.

При  переходе  к  рыночной  экономике  поневоле  приходится  иметь  дело  с  возрастанием  негосударственных  и  платных  форм  доступа  к  источникам  культуры,  образования,  медицинского  обслуживания  (страховая  медицина).

  Удовлетворение  потребностей  ряда  категорий   населения  в  финансовых  ресурсах  и  источников  существования,  а  в  особенности  не  имеющих  стабильных  доходов,  принимает  на  себя  отрасль  социального  обеспечения  населения,  называемая  иногда  социальной  защитой.

1. Сущность социальной  политики.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при  повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача  помощи на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет  государства;

6) проведение  активной политики, направленной  на  обеспечение квалификации.

Следуя  статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство

1.1 Политика государства  в формировании  доходов.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная  сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости. 

Как направление  государственного регулирования –  политика доходов – одно из средств  централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

Статистика  разных стран показывает, что большая  часть населения имеет минимальные  доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.). Трансфертные платежи  -  это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Сущность  политики доходов заключается в  непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная  формулировка отдельных положений  политики доходов в разных странах  различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

- социально-экономическим  и политическим развитием той  или иной страны;

- степенью  и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;

- традициями  заключения коллективных договоров;

- социальной  напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов  является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка  и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, так  как британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

 Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Проблема  распределения доходов имеет  два аспекта: функциональное распределение  и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное  распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Доходы  трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система  компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая  система необходима уже потому, что  инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот   процесс  шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.                                            

1.2 Политика государства  на рынке труда.

В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным  рыночным силам. Наиважнейшими  причинами развития и активизации  деятельности государства  в сфере занятости  были:

1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;

2) обеспечение  общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

3) обеспечение  предпринимательства необходимыми  кадрами;

4) необходимость  компромиссности и смягчения  социальных конфликтов;

5) способствование  развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

Информация о работе Труд и социальная политика