Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из
Введение………………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Понятие трудовой пенсии по старости…………...............................стр. 4
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости………………………..............стр. 7
2.1. Базовая часть трудовой пенсии…………………………………………...стр. 7
2.2. Страховая часть трудовой пенсии…………………………………........стр. 10
2.3. Накопительная часть трудовой пенсии………………………………....стр. 12
2.4. Пример расчета размера трудовой пенсии……………………………..стр. 15
Глава 3. Назначение и выплата трудовой пенсии по старости………………………………………………………………………..стр. 17
3.1. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий……………………………………………………………………….....стр. 17
3.2. Сроки назначения трудовой пенсии……………………………………стр. 18
Глава 4. Тенденции развития пенсионной системы в РФ…………………..стр. 19
4.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства……стр. 19
4.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства………стр. 25
Заключение…………………………………………………………………….стр. 30
Список использованных источников……………………….....................
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие
трудовой пенсии по старости…………..................
Глава 2. Расчет
трудовой пенсии по старости……………………….............
2.1. Базовая часть трудовой пенсии…………………………………………...стр. 7
2.2. Страховая часть трудовой пенсии………………………
2.3. Накопительная
часть трудовой пенсии………………………
2.4. Пример расчета
размера трудовой пенсии…………………
Глава 3. Назначение
и выплата трудовой пенсии по старости…………………………………………………………
3.1. Порядок назначения,
перерасчета размеров, выплаты и
доставки трудовых пенсий………………
3.2. Сроки назначения трудовой пенсии……………………………………стр. 18
Глава 4. Тенденции развития пенсионной системы в РФ…………………..стр. 19
4.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства……стр. 19
4.2. Перспективы
реформирования пенсионного
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………...........
Введение.
Подготовленный
Министерством экономического
Целью создания обязательных
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
В данной работе
рассмотрим основные моменты и положения,
касающиеся пенсиям по старости.
Глава 1. Понятие трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
С учетом названных признаков можно
Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Разработчики Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.
Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.
Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:
Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.
Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:
Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.
Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)
В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.
В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.
В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.
Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Однако в таком подходе содержится
элемент дискриминации по признаку пола.
"Ожидаемая" продолжительность жизни
Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.
Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости.
С принятием нового Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию по возрасту возникает при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Пенсия определяется по формуле:
П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).
Трудовая пенсия по старости состоит из трех частей:
2.1. Базовая часть трудовой пенсии
Базовая часть трудовой пенсии (БЧ)— фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Базовая часть пенсии устанавливается всем пенсионерам независимо от имеющегося страхового стажа и размера заработка.
На 01.01.2002 года размер базовой части пенсии был установлен на уровне 450 руб., после всех произведенных индексаций с 01.08.2005 года он составляет 954 руб.