Трудовые пенсии по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из

Содержание

Введение………………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Понятие трудовой пенсии по старости…………...............................стр. 4
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости………………………..............стр. 7
2.1. Базовая часть трудовой пенсии…………………………………………...стр. 7
2.2. Страховая часть трудовой пенсии…………………………………........стр. 10
2.3. Накопительная часть трудовой пенсии………………………………....стр. 12
2.4. Пример расчета размера трудовой пенсии……………………………..стр. 15
Глава 3. Назначение и выплата трудовой пенсии по старости………………………………………………………………………..стр. 17
3.1. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий……………………………………………………………………….....стр. 17
3.2. Сроки назначения трудовой пенсии……………………………………стр. 18
Глава 4. Тенденции развития пенсионной системы в РФ…………………..стр. 19
4.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства……стр. 19
4.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства………стр. 25
Заключение…………………………………………………………………….стр. 30
Список использованных источников……………………….....................

Работа состоит из  1 файл

даше. трудовые пенсии по старости.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...стр. 3

Глава 1. Понятие трудовой пенсии по старости…………...............................стр. 4

Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости………………………..............стр. 7

2.1. Базовая часть трудовой пенсии…………………………………………...стр. 7

2.2. Страховая  часть трудовой пенсии…………………………………........стр. 10

2.3. Накопительная  часть трудовой пенсии………………………………....стр. 12

2.4. Пример расчета  размера трудовой пенсии……………………………..стр. 15

Глава 3. Назначение и выплата трудовой пенсии по старости………………………………………………………………………..стр. 17

3.1. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и  доставки трудовых пенсий……………………………………………………………………….....стр. 17

3.2. Сроки назначения  трудовой пенсии……………………………………стр. 18

Глава 4. Тенденции  развития пенсионной системы в РФ…………………..стр. 19

4.1. Направления  совершенствования пенсионного законодательства……стр. 19

4.2. Перспективы  реформирования пенсионного законодательства………стр. 25

Заключение…………………………………………………………………….стр. 30

Список использованных источников………………………...........................стр. 31 
 

 
  
  
  
  
  
  
  
   

Введение.    

 Подготовленный  Министерством экономического развития  и торговли РФ Федеральный  закон "Об обязательных профессиональных  пенсионных системах в Российской  Федерации" предполагает установить  правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.   

 Целью  создания обязательных профессиональных  пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".   

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.  

Выделение льготных профессиональных пенсий в  самостоятельную пенсионную систему  с автономным финансированием порождает  дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.   

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.  

В данной работе рассмотрим основные моменты  и положения, касающиеся пенсиям  по старости.   
 
 

Глава 1. Понятие трудовой пенсии по старости.  

Трудовая  пенсия по старости, как вид социального  обеспечения, имеет ряд отличительных  признаков по сравнению с другими выплатами.  

Во-первых, она назначается пожизненно.   

Во-вторых, право на нее обусловливается  трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен  страховым.   

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.  

С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.  

Трудовая  пенсия по старости - это пожизненная  ежемесячная выплата, назначаемая  за счет средств Пенсионного фонда  РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.  

Разработчики  Закона "О государственных пенсиях  в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.  

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение  пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.  

Однако  помимо прямого запрета, можно создать  более гибкие механизмы. Задача заключается  в том, чтобы пенсионер был  экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения  работы. Одним из возможных вариантов  является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.   

Вступивший  в силу с 1 января 2002 года Федеральный  закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)  

Как и  ранее действовавшим Законом  Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях  в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).
 

  Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.   

Трудовые  пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:

  • базовой;
  • страховой;
  • накопительной.
 

  Закон РФ "О государственных пенсиях  в РФ" предусматривает общие  и льготные основания для получения  пенсии по старости.   

На общих  основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.  

Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает  увеличения пенсионного возраста. В  ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.   

Эта тенденция  наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС  пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и  женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)   

В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода  на пенсию для женщин с 60 до 65 лет  запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.  

В большинстве  экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в  России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.   

В случае введения накопительного механизма  финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.   

Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут  стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.  

Однако  в таком подходе содержится элемент  дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже, чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже, чем у мужчин и; без учета "ожидаемой" продолжительности жизни.   

Думается, что ставить точку в дискуссии  о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует  гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.  

Вторым  необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего  право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.  

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.  

Во-первых, она назначается пожизненно.   

Во-вторых, право на нее обусловливается  трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен  страховым.   

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим  установленного в законе возраста.  

Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости.   

  С принятием нового Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию по возрасту возникает при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) при наличии не менее 5 лет страхового стажа.  

Пенсия  определяется по формуле:  

П = БЧ (базовая  часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная  часть).  

Трудовая  пенсия по старости состоит из трех частей:

  1. Базовая;
  2. Страховая;
  3. Накопительная.
 

  2.1. Базовая часть  трудовой пенсии  

Базовая часть трудовой пенсии (БЧ)— фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.  

Базовая часть  пенсии устанавливается всем пенсионерам  независимо от имеющегося страхового стажа и размера заработка.  

На 01.01.2002 года размер базовой части пенсии был установлен на уровне 450 руб., после  всех произведенных индексаций с 01.08.2005 года он составляет 954 руб.  

Информация о работе Трудовые пенсии по старости