Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:19, реферат
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Введение
1. Проблемы занятости населения на современном этапе.
2. Предпосылки создания службы занятости населения.
3. Государственная служба занятости населения и ее функции.
4. Организационное построение службы занятости.
5. Права Государственной службы занятости.
6. Финансовое обеспечение деятельности службы занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3. Консультация обращающихся
в службу занятости трудящихся
и работодателей о
4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5. Организация профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в
6. Оказание услуг в
профессиональной ориентации и
трудоустройстве
7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.
8. Оплата стоимости
профессиональной подготовки, переподготовки
граждан, трудоустройство
9. Выдача в установленном
законе порядке гражданам
10. Подготовка предложений
и заключений об использовании
труда иностранных рабочих,
11. Разработка республиканских
и региональных программ
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ.
В России проблемами занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:
- трудовых ресурсов и народонаселения;
- рынка труда и занятости;
- переобучения высвобождаемых работников;
- перераспределения трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы;
- обеспечение занятости молодежи.
В структуру отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районный, городской центр занятости является первичным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.
В обязанности городского центра занятости входит:
- анализ состояния
и прогноз развития рынка
- регистрация по сведениям предприятий свободных рабочих мест, вакантных должностей и учебных мест;
- создание автоматизированных
банков о спросе и предложении
рабочей силы, возможностях
- обеспечение населения
полной оперативной
- учет граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства
и оказание им помощи в
В каждом городском или районном центре занятости должны создаваться следующие отделы:
- анализ рынка труда;
- трудоустройства;
- профконсультации;
- социальной помощи;
- организационно – административный.
Такие отделы обусловлены функциями, выполняемыми центром. Служба занятости население должна координировать собственную деятельность на различных уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий.
При органах государственной
службы занятости любого уровня могут
создаваться различные
В составе ГСЗ создается
инспекция, осуществляющая контроль за
выполнением государственными и
общественными органами, предприятиями
и организациями независимо от форм
собственности и хозяйствования
5. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
Работа СЗ может быть наиболее эффективна только про тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами:
1. Запрашивать от предприятий,
учреждений и организаций
2. Направлять на предприятия обращающихся в СЗ граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест.
3. Направлять незанятых
граждан по их желанию на
оплачиваемые общественные
4. Распоряжаться в
установленном порядке
5. Оплачивать за счет
средств Государственного
6. Выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату.
7. Разрабатывать и
вносить на рассмотрение