Трудовые ресурсы и проблема занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:19, реферат

Описание

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Содержание

Введение
1. Проблемы занятости населения на современном этапе.
2. Предпосылки создания службы занятости населения.
3. Государственная служба занятости населения и ее функции.
4. Организационное построение службы занятости.
5. Права Государственной службы занятости.
6. Финансовое обеспечение деятельности службы занятости.

Работа состоит из  1 файл

Проблема занятости населения.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных  государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1. Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи  гражданам в выборе подходящей  работы, а работодателям - в подборе  необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание  помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения; В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым  работникам и другим категориям  населения; в связи с этим  необходима разработка новой  концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных  и оказание им в пределах  своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено  незанятый человек, по отношению  к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости  профессиональной подготовки, переподготовки  граждан, трудоустройство которых  требует получение новой профессии,  установление им на весь период  обучения стипендии.

9. Выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских  и региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

 

Таким образом, функции  Государственной службы занятости  значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ.

Служба занятости населения  на уровне народного хозяйства в  целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.

В России проблемами занятости  занимается образованный в составе  Министерства труда и занятости  РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной  политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:

-   трудовых ресурсов  и народонаселения;

-   рынка труда  и занятости;

-   переобучения  высвобождаемых работников;

- перераспределения трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы;

- обеспечение занятости  молодежи.

В структуру отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство  краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районный, городской центр занятости является первичным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

В обязанности городского центра занятости входит:

- анализ состояния  и прогноз развития рынка труда,  подготовка соответствующими органами  государственного управления региональных  программ занятости и реализация  данных программ;

- регистрация по сведениям  предприятий свободных рабочих мест, вакантных должностей и учебных мест;

- создание автоматизированных  банков о спросе и предложении  рабочей силы, возможностях профессионального  обучения и переподготовки;

- обеспечение населения  полной оперативной информацией  о возможностях трудоустройства и переобучения;

- учет граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства  и оказание им помощи в подборе  подходящей работы.

В каждом городском или  районном центре занятости должны создаваться  следующие отделы:

- анализ рынка труда;

- трудоустройства;

- профконсультации;

- социальной помощи;

- организационно –  административный.

Такие отделы обусловлены  функциями, выполняемыми центром. Служба занятости население должна координировать собственную деятельность на различных  уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий.

При органах государственной  службы занятости любого уровня могут  создаваться различные хозрасчетные организации, которые по ее заказам  осуществляют функциональное и научно-методическое обеспечение службы. Это могут быть такие учебные и информационные центры, консультационные и социально - реабилитационные пункты. СЗ в зависимости от ее уровня определяет состав и структуру этих организаций, исходя при этом из направлений конкретной работы, специфики региона в области использования трудовых ресурсов.

В составе ГСЗ создается  инспекция, осуществляющая контроль за выполнением государственными и  общественными органами, предприятиями  и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость. Подразделения инспекции входят в состав СЗ всех уровней - от Министерства труда и занятости РФ до районного центра занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

 

Работа СЗ может быть наиболее эффективна только про тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами:

1. Запрашивать от предприятий,  учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей.

2. Направлять на предприятия  обращающихся в СЗ граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест.

3. Направлять незанятых  граждан по их желанию на  оплачиваемые общественные работы; такие работы могут стать важным  фактором снижения социальной напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ (благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.)Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.

4. Распоряжаться в  установленном порядке средствами  Государственного фонда содействия  занятости.

5. Оплачивать за счет  средств Государственного фонда  содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии.

6. Выдавать в установленном  порядке гражданам пособия по  безработице, приостанавливать или отменять их выплату.

7. Разрабатывать и  вносить на рассмотрение местных  Советов народных депутатов предложения  об установлении для предприятий,  учреждений и организаций минимального  количества рабочих мест для  приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства.

Информация о работе Трудовые ресурсы и проблема занятости