ТСР с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить технологию социальной работы с молодежью.
Задачами курсовой работы являются:
1.Изучить молодёжь как особую социально-демографическую группу.
2.Выявить проблемы молодежи в современном обществе
3.Расскрыть государственную социальную молодежную политику

Работа состоит из  1 файл

курсовая ильвине.docx

— 57.50 Кб (Скачать документ)

    жизненные цели ответивших 

    иметь хорошую семью 11,3 

    получить  хорошее образование 13,9 

    устроиться  на хорошую работу 12,0 

    иметь свою квартиру 6,3 

    заработать  много денег 3,4 

    обеспечить  будущее детям 6,9 

    открыть свой бизнес 2,0 

    жить  в достатке 9,6 

    приобрести  дорогие вещи 21,3 

    Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

    А каким образом молодые люди оценивают  свои возможности реально, практически  добиваться целей в различных  сферах жизни? Ответы на данный, уже  закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в  таблицах 2 и 3.

    Таблица 2. К чему стремилась, стремится и  чего уже добилась в жизни молодежь, %

    Сферы достижения успехов 

    Уже добились 

    Пока  не добились, но считают, что им это  еще по силам 

    Хотели  бы, но вряд ли уже смогут добиться этого 

    В их жизненных планах этого не было 

    Получить  хорошее образование 33,4 48,2 11,4 7,0 

    Получить  престижную работу  15,5 59,5 19,4 5,6 

    Создать прочную, счастливую семью 27,8 59,9 6,9 5,4 

    Создать собственный бизнес 5,9 28,3 26,3 39,5 

    Стать богатым человеком 2,0 40,4 37,8 19,8 

    Заниматься  любимым делом 27,7 55,6 13,2 3,5 

    Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 

    1,6 13,3 11,4 73,7 

    Побывать  в разных странах мира 7,6 49,4 34,5 8,

    Таблица 3.

    К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее  поколение, %

    Сферы достижения успехов 

    Уже добились 

    Пока  не добились, но считают, что им это  еще по силам 

    Хотели  бы, но вряд ли уже смогут добиться этого 

    В их жизненных планах этого не было 

    Получить  хорошее образование 54,0 5,9 27,1 13,0 

    Получить  престижную работу 28,2 15,8 38,2 17,8 

    Создать прочную, счастливую семью 63,6 12,9 19,9 3,6 

    Создать собственный бизнес 9,3 9,0 12,9 68,8 

    Стать богатым человеком 3,1 17,1 47,0 32,8 

    Заниматься  любимым делом 42,1 19,4 34,9 3,6 

    Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 1,6 3,6 7,5 87,3 

    Побывать  в разных странах мира 11,9 19,1 48,1 20,9 

    Нетрудно  заметить, что по своим жизненным  целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что  в силу возраста старшим многого  достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает  свои возможности в том, чтобы  создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и  престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный  бизнес и т.п. Что оказывает большее  влияние на эти различия: меньший  социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей  или их уверенность в том, что  в новых социально-экономических  и политических условиях им будет  легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?[7 С.18-35.]

    Скорее  всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у  “благополучной” и “неблагополучной”  молодежи представления о своих  достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных”  считают, что они уже стали  богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что  добьются этого. В то же время среди  “неблагополучных” число тех, кто  насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они  никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

    А может ли что-то помешать молодым  людям в реализации их жизненных  планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается  разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры  власти, которая может привести к  ограничению свободы её действий.

    В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так  это естественный для молодых  людей более высокий жизненный  тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные  жизненные трудности, чаще пребывать  в хорошем настроении (см. табл. 3).

    Таблица 4.

    Опасения  российской молодежи

    Опасения % ответивших 

    невозможность получить образование 9,6 

    остаться  без средств существования 52,

    преступность 38,2 

    проблемы  с устройством на работу 18,7 

    потерять  работу 19,8 

    остаться  без друзей 28,0 

    не  встретить любимого человека 9,9 

    не  суметь создать семью 13,6 

    диктатура власти 19,4 

    Переходя  к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.[8]

    Однако  убеждение молодых россиян в  том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Определенные  различия здесь выявляются и в  среде самой молодежи. Если у “благополучных”  молодых россиян 84,3% были убеждены в  том, что их материальное положение  в настоящем и будущем зависит  прежде всего от них самих, то среди  “неблагополучных” -- только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых  россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть  живут бедно -- и это справедливо.[9 С. 50-57.]

    ВЫВОД: Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы. 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

    2.1  Государственная  молодежная политика

    Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

    Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

    Объектом  государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.[10]

    Создание  современной системы координации  молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.

    Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

    В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

    Перед Комитетом были поставлены следующие  задачи:

    - разработка основных положений государственной молодежной политики и ее реализация;

    - обеспечение решения межотраслевых  проблем в сфере государственной  молодежной политики;

    - методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;

    - разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;

    - разработка и осуществление мер  по поддержке молодой семьи,  талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.[11]

    С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования  и науки Российской Федерации (постановление  Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.

Информация о работе ТСР с молодежью