Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:48, контрольная работа
В философии и методологии научного познания в настоящее время широкое распространение получил взгляд, согласно которому каждая научная теория состоит, во-первых, из центрального ядра, во-вторых, из окружающей его периферии. Выявление несостоятельности хотя бы одной идеи, входящей в ядро теории означает разрушение этого ядра и опровержение данной теории в целом. Иначе обстоит с идеями, образующими периферийную часть теории. Их опровержение и замена другими идеями само по себе не ставит под сомнение истинность теории в целом.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах………………………………………………………5
1.1 История формационной теории К. Маркса…………………………...5
1.2 Формационная теория………………………………………………….8
1.3 Концепция социального конфликта Маркса и его последователей...13
2. Марксистское учение о социальной диалектике………………………...15
2.1 Марксистский диалектический метод ……………………………….15
3. Марксистская социология и современность………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………....22
План
Введение…………………………………………………………
1. Учение К.
Маркса об общественно-
1.1 История формационной теории К. Маркса…………………………...5
1.2 Формационная
теория………………………………………………….8
1.3 Концепция
социального конфликта Маркса и его последователей...13
2. Марксистское
учение о социальной
2.1 Марксистский
диалектический метод ……………………………….15
3. Марксистская
социология и современность………………………………....
Заключение……………………………………………………
Введение
Величайшим открытием
К. Маркса было созданное им в содружестве
с Ф. Энгельсом материалистическое
понимание истории. Основные его положения
остаются в силе и сейчас.
В философии
и методологии научного познания
в настоящее время широкое
распространение получил
Ядро материалистического
понимания истории составляет, на
мой взгляд, шесть идей, которые
с полным правом могут быть названы
центральными.
Первое положение
исторического материализма состоит в
том, что необходимым условием существования
людей является производство материальных
благ. Материальное производство есть
основа всей человеческой деятельности.
Второе положение
заключается в том, что производство
всегда носит общественный характер и
всегда происходит в определенной общественной
форме. Общественной формой, в которой
идет процесс производства, является система
социально-экономических или, как еще
называют их марксисты, производственных
отношений.
Третье положение:
существует не один, а несколько
типов экономических (производственных)
отношений, а тем самым и несколько
качественно отличных систем этих отношений.
Отсюда вытекает, что производство
может происходить и реально
происходит в разных общественных формах.
Таким образом существует несколько типов
или форм общественного производства.
Эти типы общественного производства
были названы способами производства.
Каждый способ производства есть производство,
взятое в определенной общественной форме.
На глазах К.
Маркса и Ф. Энгельса шла промышленная
революция. И там, куда проникала
машинная индустрия, с неизбежностью
рушились феодальные отношения и
утверждались капиталистические. Характер
экономических (производственных) отношений
определяется уровнем развития общественных
сил, создающих общественный продукт,
т.е. производительных сил общества. В
основе смены систем экономических отношений,
а тем самым и основных способов производства
лежит развитие производительных сил.
Таково четвертое положение исторического
материализма.
Пятое положение
исторического материализма - это
тезис о материальности экономических
(производственных) отношений. Система
экономических отношений
Подобно тому, как
основные способы производства представляют
собой не только типы, но и стадии
развития общественного производства,
общественно-экономические
Ни одна из идей,
входящих в ядро материалистического
понимания истории, никогда никем
не была опровергнута. В этом смысле
исторический материализм непоколебим.
1.
Учение К. Маркса об
общественно-экономических
формациях и социальных
конфликтах.
1.1
История формационной
теории К. Маркса
Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.
Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли.
Идеи Маркса покорили и продолжают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и целых стран
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.
Термин "формация" (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г.К.Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А.Г.Бернером.
Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Иными словами, в одно целое их объединяет общность условий образования. Аналогичная картина наблюдается и в сообществе людей, которых соединяет в единый класс, социальную страту или группу интересов общность социального происхождения (все - выходцы из пролетариата или среднего класса), общий уровень образования, цвет кожи, национальность, общее место жительства и т.п.
Однако общность происхождения - еще не главный признак формации. Дело в том, что из геологии к нам перекочевал еще один термин, без которого мы не можем представить теперь свою науку. Это стратификации. Она обозначает последовательность вертикально расположенных однородных слоев породы. Слоеный пирог - это модель образования не только земной поверхности, но и общественной пирамиды. Социальная страта - совокупность всех людей, имеющих одинаковые или очень близкие доходы, уровень образования, объем власти и престиж.
Как видим, два термина - формация и стратификация - очень близки. Тем не менее, между ними есть серьезное отличие. Дело в том, что стратификация обозначает только вертикальные отношения между элементами и слоями. Термин формация шире. Он охватывает как вертикальные, так и горизонтальные отношения. В таком случае исчезает очень важный признак - однородность. Страты выстроены в восходящем порядке по четко выделенным критериям. Не важно, что их четыре, а не один. Главное, что они имеют одинаковый вектор - снизу вверх, а не в бок или куда-то еще под произвольным углом. Доходы растут от низшего класса к высшему. То же самое происходит с образованием, властью и престижем.
Что же тогда принуждает разнородные элементы объединяться в целое?
Этот принципиально важный для социологии момент - проследить исторические закономерности в смене типов социальной системы - и пытался обнаружить в своих исследованиях К.Маркс. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил coциологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.
Формация - это
развивающийся социально-
Понятие общественной
формации Маркса является абстрактной
конструкции, которую еще можно именовать
как идеальный тип. В связи с этим М.Вебер
совершенно справедливо считал марксистские
категории, в том числе категорию общественной
формации, "мысленными конструкциями".
Он и сам умело пользовался этим мощным
познавательным инструментом. Это такой
прием теоретического мышления, который
позволяет на понятийном уровне создать
емкий и обобщенный образ какого-либо
явления или группы явлений, не прибегая
к статистике. В этом случае мы создаем
мысленный портрет обобщенного целого,
вначале очень абстрактный, а затем наделяем
его несколькими важными чертами, которые,
как нам кажется, позволят отличить его
от других типов. К.Маркс называл такие
конструкции "чистым" типом, М.Вебер
- идеальным типом. Суть их в одном - выделить
в эмпирической реальности главное, повторяющееся,
а затем это главное увязать в непротиворечивую
логическую модель.
Как известно, многие социологии, изучая общество, сравнивали его с организмом. Но ни один из них не пробовал соединить два совершенно разнородных термина - геологическую формацию и биологический организм. Видимо, они инстинктивно чувствовали в таком смешении какую-то внутреннюю противоречивость. Она на самом деле существует, и стремление Маркса соединить несоединимое в конечном итоге сыграли не в его пользу.
Российские ученые, изучившие историю вопроса, утверждают, что в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общественно-экономическая формация» вообще отсутствует. Он возник только в работах советских философов второй половины 20 в. Разумеется, у самого Маркса встречается, и не один раз, термин "формация", но в других, чем принято думать, сочетаниях. Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, К.Маркс обращал внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы восходящей буржуазии. Вначале эти идеи рядились буржуазными идеологами в форму, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма. Но так было лишь до утверждения буржуазных отношений. Как только "новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина...”
В дальнейшем он
применяет его к социальным системам
различного масштаба и уровня: от глобальных
систем до социальных микроединиц. Завершая
исторический экскурс, В.Л.Иноземцев утверждает,
что документально подтверждено наличие
трех, а не пяти формаций у Маркса, а именно
первичной (архаичной), вторичной (экономической)
и третичной (коммунистической). Экономическая
формация у Маркса будто бы ограничена
рамками антагонистических обществ, а
таковыми, как известно, выступают рабовладение,
феодализм и капитализм. В итоге все равно
получается пять формационных укладов,
даже если мы, вслед за В.Иноземцевым, откажемся
от неправильной, по его словам, пятиформационной
схемы, но только теперь картина будет
еще более запутанной.
Информация о работе Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах