Управление массовым стихийным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:42, доклад

Описание

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Работа состоит из  1 файл

Копия Управление массовым стихийным поведением__НАУЧНЫЙ ДОКЛАД.docx

— 24.13 Кб (Скачать документ)

Массы и массовое поведение

Массовое  социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин  “массы” употребляется тогда, когда  мы имеем дело с людьми, которых  в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы, в таком понимании, существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин “народные массы”.

Народные  массы – это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

Толпа –  это контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного приятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, толпа всегда активна.

Субъектами  массового социального поведения  являются и индивиды. Это объясняется  тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Единичный поведенческий  акт может и не быть предметом  изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции. Таким образом, в соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты – толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 –  Признаки стихийного массового поведения

 

Социальное  движение – это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей. Иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам.

Социальные  движения могут быть систематизированы  в соответствии с характером перемен, к которым они стремятся. В  тех случаях, когда соответствующие  действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают  характер политического движения. Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера.

Кроме того, выделят утопические социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные движения. Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем. Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации. Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.

Все социальные движения возникают в связи с  чувством недовольства заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть. Кроме этого необходимо осознание  несправедливости существующего положения  дел. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких  мер и не имеют представления  о том, что нужно предпринять. Мостом между недовольством и  действием служит идеология. Наконец, нужна организация и лидер, вокруг которого сплачиваются сторонники. Социальные движения объединяют недовольных и поэтому лишь те социальные движения достигают успеха, которые наиболее последовательно находятся в оппозиции к существующей власти.

Способы управления социальными движениями

 

Первый  оригинальный план управления социальными  движениями разработал и применил в  начале ХХ века начальник московского  охранного отделения полковник  С.В. Зубатов. Для того, чтобы привлечь на сторону самодержавия рабочие массы, он начал создавать среди них политические организации под контролем полиции. Главной задачей этих организаций провозглашалась экономическая борьба. Так, в Москве были образованы общества” взаимного вспомоществования рабочих”, на Украине, в Белоруссии и Литве – “Еврейская независимая рабочая партия”. В перестроечные годы опыт находчивого полковника был востребован. Например, подобным образом была создана “Либерально-демократическая партия”, а также другие политические организации и массовые движения. Правительство может само создавать социальные движения и использовать их в своих интересах. Вместе с тем, власть может и уничтожить неугодные движения. Для этого обычно применятся два способа. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически перестает существовать. Причина в том, что социальные движения объединяют недовольных, которым, в сущности, все равно за кем идти. Участники социальных движений, как правило, слабо разбираются в политических программах и лозунгах, а главным мотивом их поведения является недовольство. Признание властей лишает их возможности выразить недовольство в рядах данного движения.

Проблемы  управления коллективным поведением

 

На коллективное поведение можно воздействовать, и, следовательно, управлять им. Любой  полицейский знает, как действовать, столкнувшись с толпой подгулявших, агрессивно настроенных людей. Он будет  искать их лидера и если ему удастся  победить его, то удастся и рассеять толпу. Толпа не прощает поражений  своим вожакам. Победить лидера –  значит победить толпу.

Управление  коллективным поведением предполагает воздействие на его субъекты. Так, для того, чтобы предотвратить  образование толпы или рассеять уже собравшуюся, необходимо переориентировать  внимание ее участников. Сосредоточение внимание на одном объекте есть атрибут  единства толпы. Поэтому следует  перенести внимание людей, образующих толпу, на несколько иных объектов. Как только внимание оказывается  разделенным между несколькими  объектами, толпа разделяется на автономные группы. Вследствие этого, только что единая, готовая к действию толпа распадается. Подавленные мощным эмоциональным воздействием толпы черты личности, оживают и начинают управлять поведением людей. Люди выходят из под власти эмоций и руководствуются разумом.

Широкую известность приобрел случай трансформации  спасающейся, близкой к панике толпы  в экспрессивную (группу людей, совместно  выражающих радость или горе). Публика, ринувшаяся к выходам из Зимнего  велодрома в Париже после окончания  одного из митингов в 30-х годах, начала давить друг друга. Это могло привести к многочисленным жертвам. Однако происшествие было предотвращено тем, что одна из групп начала громко и ритмично скандировать: “Не толкай!”. Скандирование  было подхвачено всеми, и паника прекратилась. Спасающаяся толпа успокоилась.

Для овладения  приемами контроля полезно учитывать специфический феномен, называемый географией толпы: в толпе обычно образуется более плотное ядро и разреженная периферия (это очень хорошо видно при аэрофотосъемках). В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, поэтому здесь человек сильнее ощущает его влияние.

Соответственно, если принято решение воздействовать на толпу изнутри, то следует проникать в ядро (имея в виду гипертрофированную внушаемость и т. д.); напротив, извне рекомендуется действовать через периферию.

Проникшие в ядро агенты, имитируя эмоции страха или жадности (в агрессивной толпе), или бросая соответствующий клич и т. д., дают импульс паническому либо стяжательному поведению. Другой вариант: внимание агрессивной толпы переориентируется с одного (более опасного) на другой объект. Тем самым удается избежать наиболее драматического развития событий.

Переориентируя  внимание периферии на какие-либо яркие  события, агрессивную либо экспрессивную толпу (митинг и т. д.) превращают в одну или несколько окказиональных толп.

Воздействием  громкой ритмической музыки или (в отсутствие таковой) ритмическим  скандированием удается превратить агрессивную, паническую или стяжательную толпу в экспрессивную, в частности  в экстатическую, когда люди непроизвольно  начинают танцевать и, не в силах  остановиться, расходуют накопившуюся энергию в ритмических конвульсиях.

При этом важно подобрать адекватный ритм. Так, для борьбы с агрессивной  толпой используется быстрый ритм рок-музыки. Массовую панику способен сбить более медленный ритм марша или гимна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

  1. Социология. Под ред. Э.В. Тадевосяна. — М.: Знание, 1996.
  2. Фененко Ю.В. Социология Учебное пособие в схемах - М., ВИУ. 2000
  3. Фененко Ю.В. Социология управления : Учебное пособие / Ю.В. Фененко. - М. : ПКЦ Альтекс, 2005. - 236 с.
  4. Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, I996.
  5. http://www.kursach.com/biblio/0005000/303.htm
  6. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/1001-2010-12-23-14-12-28.html 

 

 


Информация о работе Управление массовым стихийным поведением