Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия уровень и качества жизни, рассмотреть его распределение и особенности в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «уровень и качества жизни».
2) Проанализировать показатели уровня и качества жизни населения.
3) Рассмотреть распределение уровня и качества жизни населения в различных регионах РФ.
4) Предложить возможные пути повышения уровня и качества жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………..……………….....3
1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ : СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И КРИТЕРИИ……………………………………………………….………………...5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные
социальные стандарты………………………………………...………………………….……5
1.1 Показатели и критерии качества жизни………………………………………...………...7
1.3 Влияние теневой экономики на социально-экономическое
развитие страны………………………….………..………………...………………………...10
2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………...13
2.1 Денежные доходы населения ……………………...…………………………………......13
2.2 Совокупные показатели потребления …………………………………………………...18
2.3 Здоровье населения………………………………………………………………………..21
2.4 Образование……………………………………………………………………………….24
2.5 Социально - экономическое развитие России ……………………………….……..….25
3.УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ :
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ ……………………………......................................29
3.1 Тенденций в развитии уровня и качества жизни населения России…………………..29
3.2 Политика правительства России по повышению уровня и качества
жизни населения………………………………………….………...........................................31
3.3 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.…………. ………....…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..…..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………..………………………...41
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………..…………………..42
В настоящее время процессы сокращения регистрируемой безработицы замедлились, и в 2001 году численность регистрируемых безработных составила 10,1 млн. человек. За 2001 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза. В 2001 году удалось компенсировать последствия падения реальной заработной платы в результате роста потребительских цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98% от уровня 1998 года.
Основой позитивных тенденций в сфере оплаты труда стало благоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного производства, улучшения финансового состояния предприятий и организаций.
Увеличению заработной платы в первую очередь способствовали принятые решения о повышении минимальных государственных гарантий по оплате труда, заработной платы работников бюджетной сферы.
На рост заработной платы позитивное влияние оказало снижение издержек в связи с введением с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в государственные внебюджетные фонды. В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.
В течение всего периода сохранялась высокая дифференциация в заработной плате между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работающих. Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил к её уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44%, 41% и 44%,( в ноябре 2000 - соответственно 45%, 42% и 42%, в ноябре 1999 года - соответственно 48%,45%, 44%).
Ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2002 года суммарная задолженность по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8% от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в том числе по производственным отраслям - 44,7%, а по отраслям социальной сферы - 19,7%.
Величина прожиточного минимума за 1999 - 2001 годы в целом по Российской Федерации увеличилась в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен и составила в 2001 году 1500 рублей, в том числе трудоспособного населения - 1629 рублей. Пенсионеров - 1144 рубля и детей - 1499 рублей.
За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция к снижению доли расходов населения на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные товары. Это связано с опережающим ростом потребительских цен на платные услуги, доля которых в расходах населения повышается.
Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2001 году она составила 39,9 млн. чел ( 27,6% от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2%от общей численности населения) в 1998 году.
Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню доходов по - прежнему остаётся высокой.
Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами - является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из - за низкого уровня доходов населения.
Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. В 2001 году текущие выплаты осуществлены в полном объёме. В результате у регионов появилось больше возможностей для погашения накопившейся в предыдущие годы задолженности по выплате пособий.
По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года.
Крайне негативное влияние на область образования оказал финансовый кризис 1998 года. В результате этого ухудшилось состояние материально-технической базы, не проводилось обновление парка учебно-лабораторного оборудования, не пополнялись фонды библиотек образовательных учреждений.
В силу демографических причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 9%, численность обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6% по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4% и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3% меньше числа обучающихся в прошлом году.
В отличие от других стран в России уровень жизни населения измеряется своими социально-экономическими индикаторами:
-денежные доходы и расходы населения, их состав и использование;
-динамика реальных доходов населения;
-показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов, индекс Джини);
-уровень бедности;
-потребление продуктов питания;
-покупательная способность денежных доходов населения;
-уровень потребительской корзины (прожиточный минимум).
В объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются, соответственно:
-мясо, субпродукты в натуре, сало и мясопродукты в пересчете на мясо (колбаса, мясокопчености, мясные и мясорастительные консервы, котлеты, пельмени, мясо в пирожках и т.д.);
-молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, брынза, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.д.) в пересчете на молоко (коэффициенты пересчета определяются на основании фактического расхода молока на эти продукты);
-яйца всякой сельскохозяйственной птицы, яичный порошок
-мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку;
-картофель, овощи и продовольственные бахчевые, фрукты и ягоды (свежие и сушеные, переработанные на консервы, маринованные в пересчете на свежие).
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования за 3 послекризисных года возрос на 34,4%. Наиболее динамично инвестиции в основной капитал росли в 2000 году, когда они увеличились на 17,4%(в 1999 году-на 5,3% и 2001 году-на 8,7%) по отношению к предъидущему году.
В 2001 году темпы роста инвестиций в основной капитал замедлились в связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий и замедлением темпов роста реально располагаемых денежных доходов населения.
Степень износа основных фондов крупных организаций к началу 2001 года 47,2%, в том числе машин и оборудования-62,9%, а транспортных средств-59,3%.
С 1999 по2001 год государственные капитальные вложения увеличились с 6,05 млрд. рублей до 41,5 млрд. рублей. Улучшилось финансирование государственных капитальных вложений. Так, если в 1999 году финансирование составило 90,2% от установленного лимита, то в 2001 году 96,5%.
Выполненный объём работ по договорам строительного подряда за 1999-2001 гг. увеличился по сравнению с 1998года на 30%. В 2001 он составил737,5 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2000 года.
За 1999-2001 годы было введено жилых площадью 93,4 млн. кв. метров.
По итогам 2001 года объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 35,6млрд.$, в том числе прямые инвестиции-18,2млрд. долл., портфельные инвестиции-1,2 млрд. долл. И прочие инвестиции-16,2 млрд. долларов.
3. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ :
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ
3.1 Тенденций в развитии уровня и качества жизни населения России
Мировая практика накопила значительный опыт в области повышения престижности и качества жизни работников. На протяжении длительного времени на многих предприятиях апробируются новые методы стимулирования, побуждающие работников трудиться более эффективно, что является одним из важнейших факторов создания благоприятных условий для повышения качества их жизни, использования в этих целях методов близкой и дальней мотивации.
Повышение качества жизни осуществляется на основе специально разрабатываемых для этих целей корпоративных программ, систем, моделей, которые включают в себя широкую гамму вопросов:
-выбор и апробацию новых форм организации и стимулирования труда;
совершенствование планирования индивидуальной и коллективной деятельности;
-ротацию трудовой деятельности;
-участие работников в распределении прибыли;
-создание "кружков качества";
-делегирование полномочий в принятии решений;
-создание коллективных органов управления производством;
-использование методов повышения качества трудовой жизни (безопасность и здоровые условия труда, развитие способностей, справедливость, развитие трудовой демократии, профессиональный рост, удовлетворение потребностей в самовыражении, защищенность работника).
Принята Федеральная программа развития образования и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных стандартов, разработке новых учебников и учебно-методических материалов.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объёмы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсам, которыми распологают государство и граждане.
Продолжается дальнейшая работа по совершенствованию оказания медицинской помощи и санаторно-курортных услуг, утверждены отраслевая программа развития сёстринского дела в России и Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации.
Модели мотивации повышения качества жизни и трудовой деятельности работников как в России, так и в других странах строятся таким образом, чтобы максимально побудить индивида или коллектив к деятельности по достижению личных и коллективных целей.
Применительно к российской экономике предпосылок для повышения качества жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:
во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением качества жизни работников;
во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования заработной платы не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих. По состоянию 1996 г. в ряде отраслей до 40% работающих получают заработную плату ниже прожиточного уровня. Произошла резкая диффференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз;
в-третьих, на качество жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются;
в-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению качества жизни;
в-пятых, повышению уровня качества жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;
в-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.