Условия существования социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Содержание

Введение 3

1. Социальное государство 4

2. Условия существования социального государства 5

Заключение 14

Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Условия существовани социального государства.docx

— 35.79 Кб (Скачать документ)

  Наконец, социально ориентированная экономика  предполагает демократическое управление государством, активно воздействующим на экономику через свою экономическую  политику.

  Демократические преобразования современных российских реформаторов очень быстро вылились в установление авторитарной формы  правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякого контроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях и сращивании ее с криминально-мафиозными структурами.)

  5. Правовое развитие государства,  наличие у него качеств правового  государства. (в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционном строе, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.)

  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики. (Основные функции гражданского общества: социально – компенсаторская и компенсаторно – регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей. Принципы жизни гражданского общества – индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества – неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.)

  7. Ярко выраженная социальная направленность  политики государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных  программ и приоритетности их  реализации. (налоговая политика, бюджет и т.д.)

  8. Наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе  социальной справедливости, обеспечение  каждому гражданину: а) достойных  условий существования; б) социальной  защищенности; в) равных стартовых  возможностей для самореализации  личности.

  9. Наличие развитого социального  законодательства (законодательства  о социальной защите населения,  например Кодекса социальных  законов, как это имеет место  в ФРГ).

  Естественно, что Россия – не Германия, не Швеция и не Япония. Социальное государство  в России должно иметь свои специфические  черты. Поэтому, выработка и реализация именно российской модели социального  государства является оптимальным  вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях.

  Создание  социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:

  1. Россия еще не обрела опоры  в праве, в правах человека  и социальное государство в  России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства  у нас не является новым  этапом развития правового государства  (как это имело место на Западе);

  2. в России не создан «средний  слой» собственников: подавляющему  большинству населения страны  ничего не досталось от стихийно  приватизированной партийно-государственной  собственности;

  3. отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять  меры по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно свободы  и автономии собственников;

  4. не ликвидированы монополии в  важнейших видах производства  и сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

  5. отсутствует развитое, зрелое гражданское  общество;

  6. снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное»);

  Несмотря  на перечисленные проблеммы, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Каковы же долгосрочные последствия социального государства? Стимулы влияют на поведение людей. Если в стране платят за бедность, болезни и старость, то население через некоторое время становится бедным, больным и старым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Посмотрим на долгосрочные последствия введения государственной системы социальных гарантий.

  Возьмем в порядке мысленного эксперимента простейший случай социальной помощи – пособие бедным. Предположим, что  изначально в данной стране не платят пособий, и все живут на доходы от участия в производстве, за счет родственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группа людей, которые в случае получения небольшой  государственной субсидии откажутся  от участия в экономической деятельности (так называемые «предельные», или «маргинальные» получатели пособия). Учреждение выплат по бедности стимулирует этих людей к тому, чтобы стать постоянными бедными «на окладе».

  Аналогичный эффект имеет место в случае частной  благотворительности, а также при  объединении рисков в системе  частного страхования. Иное дело –  государственная благотворительность  или страхование. Государство всегда имеет возможность переложить бремя  своих расходов на налогоплательщиков. Включается «денежный насос», рабочий  цикл которого выглядит примерно так:

  Политическая  поддержка получателей пособий ==> увеличение государственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==> увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий  и так далее.

  Исходя  из вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что для создания в России социального государства  необходимо использовать опыт создания и функционирования социального  государства в развитых странах  Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Государство обязано и за счет собственных  ресурсов, и путем создания необходимых  условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических  производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

  Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения. Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

 

Список  литературы

 

  1. Основные проблемы социального  развития России – 78/ Аналитический  вестник Совета Федерации ФС  РФ. −2004. – №15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

  2. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2003 г., с. 370.

  3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г., с. 264.

  4. Владимир Карпец Социальное государство  и социальное представительство/  «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года

  5. Теория государства и права.  Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2004 г.

Информация о работе Условия существования социального государства