Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 12:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в глобальности происходящих процессов для экономики России и развития отечественной науки в целом. Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны - реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране - донору, т.е. России остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.
Введение
С переходом на новые рыночные отношения, Россия сталкивается с рядом серьезных проблем. Среди них есть одна проблема, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие нашей страны -- это проблема «утечки умов», т. е. проблема утечки высококвалифицированных трудовых кадров за границу. И одна из главных задач государства состоит в том, чтобы разрешить эту непростую задачу путем разработки системы программ и проведении правильной политики по регулированию рынка труда квалифицированной рабочей силы и разрешению вопросов связанных с ним, а так же некоторых других вопросов.
Проблема
миграции специалистов возникла со времен
падения «железного занавеса». Полная
политическая изоляция страны, обусловленная
идеологическими и
Однако, западная культура, не в лучших своих проявлениях, все-таки проникала в Советский Союз, поражая умы и души наших соотечественников. Сначала был простой интерес к новому и непривычному, а затем - слепое поклонение чужой культуре. Поэтому, в конце 1980-х гг. XX века, после падения «железного занавеса», советские специалисты в массовом порядке выезжали из страны в поисках лучшей доли и удовлетворения своих амбиций. Также этот период ознаменован началом «смуты» в стране. В то время, когда шел передел собственности, когда каждый чиновник партийной номенклатуры хотел получить свою долю власти, а в самой стране царил хаос, - никому не было дела ни до населения страны, ни, тем более, до науки. Все научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, лаборатории в это время держались только на энтузиазме самих ученых, большая часть которых, впоследствии эмигрировала на Запад.
Надеясь на лучшее, наши специалисты уезжали за границу, не задумываясь над тем, как их примут в чужой стране.
Актуальность выбранной темы заключается в глобальности происходящих процессов для экономики России и развития отечественной науки в целом. Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны - реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране - донору, т.е. России остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.
Цели и задачи контрольной работы:
· изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание;
· описать основные причины интеллектуальной миграции;
· исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
·
на основе данных исследования предложить
мероприятия по сдерживанию «утечки
умов».
1. Проблема «утечки умов» из России
1.1 Сущность проблемы и ее содержание
Во второй половине XX века в мире усилились миграционные процессы высококвалифицированных специалистов. Россия, долгое время существовавшая за "железным занавесом", находилась вне этих тенденций. Однако на пороге третьего тысячелетия, когда роль науки в обществе безгранично велика, российские специалисты оказались непосредственными участниками процесса интеллектуальной миграции.
В последнее время в прессе все чаще стали говорить о проблеме "утечки умов" (или "утечки мозгов"). Этот термин, появившийся в конце 1950-х - начале 1960 - х годов на пике эмиграции высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира, а также из Великобритании и других стран Западной Европы в США, прочно вошел в политический язык России в 1980-1990 - е годы. Существует множество определений данного понятия, однако все они сходятся в том, что под "утечкой умов" рассматривается некий процесс потери страной интеллектуальных человеческих ресурсов в результате выезда из нее научных кадров. Другими словами, "утечка мозгов" есть потеря умственного капитала - одного из наиболее значимых ресурсов в современном обществе.
В настоящее время наблюдается подъем миграционной активности российских специалистов, что не может оставлять равнодушными заинтересованных в благополучии России граждан. В конце столетия Россия оказалась перед лицом многих проблем, связанных с переходным периодом и попыткой построить демократическое государство. Любая ломка социальных отношений, как правило, сопровождается негативными процессами. Однако на науку эти процессы могут оказать губительное, необратимое воздействие. Сохранение интеллектуального потенциала России и дальнейшее развитие отечественной науки - важная и актуальная задача, от решения которой во многом зависит не только состояние экономики и уровень жизни россиян, но и независимость страны в целом.
Следует отметить, что заинтересованность одних стран в "переманивании" специалистов из других стран для работы в собственных научно - исследовательских центрах начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка военных технологий. Так, уже в 1947 г. в трехтомном исследовании "Наука, техника и американская дипломатия", вышедшем в США, подчеркивалось, что "наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения будущего США, чем любой другой элемент национальной политики".
Именно с конца 40-х годов усилилось внимание как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, особенно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли.
Между тем наука стала выходить на лидирующие позиции и в производстве, становясь основной производительной силой общества, органичной составной частью национальных экономических систем США, Западной Европы и СССР. Осознание значимости науки для развития государства в целом, включая его безопасность, экономический рост и социальную стабильность общества, было тем толчком, который заставил ряд государств (прежде всего, США, а впоследствии и Канаду) пересмотреть свою иммиграционную политику в сторону все большего открытия границ для высококвалифицированных специалистов из других стран.
Проблемы интеллектуальной миграции
Миграция
специалистов обусловлена теми же факторами,
что и неквалифицированной
Миграция специалистов имеет отличные
от миграции неквалифицированных рабочих
последствия для стран. Миграция неквалифицированных
рабочих достаточно благоприятна для
страны-донора, т. к. позволяет уменьшить
безработицу и связанные с ней социальные
издержки и расходы, а так же эмигранты,
пересылая часть заработка на родину или
привозя его домой по возвращении, снабжают
тем самым отечественную экономику валютными
ресурсами.
При
эмиграции квалифицированных
Плюсы и минусы проблемы
“Утечка умов” имеет свои нюансы на разных исторических интервалах и иерархических уровнях. Например, если брать геополитический уровень, то чем больше уезжает, тем лучше. Без единого выстрела русская культура распространяется по всему миру. Почти во всех странах есть русские общины. Выезжать за границу стало более модным, чем возвращаться.
Но
для российской науки “утечка
умов” имеет драматическую
В
период с 1989 по 1992 г. «утечка умов»
из России достигла своего пика. За этот
период из страны за рубеж на постоянное
место жительства уехало около 10% научных
работников разного профиля (примерно
75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается
на всех отраслях российской науки
и образования. По данным Совета безопасности
РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских
ученых 50 эмигрировали из России навсегда.
Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-
Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.
Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой - в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% измерительных приборов превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.
Деятельность россиян за рубежом и взаимодействие с отечественными коллегами
Первые годы уехавшие сотрудники живут и активно используют связи с коллегами своей страны. Постепенно эти связи ослабевают. Начиная с 8-го года (если судить по совместным публикациям) они вновь растут. Причина этого, на первый взгляд неожиданного, роста объясняется просто.
Анализ показывает, что начальные этапы пребывания российского ученого за рубежом весьма сложны. С одной стороны, он работает, как правило, по грантам шефа и лишен самостоятельности, как в выборе темы, так и возможности получить собственный грант. С другой - он имеет хорошие научные заделы, полученные еще в России, и связи со своими российскими коллегами. В этот период сотрудничество с научными коллегами зарубежной лаборатории у него только начинает формироваться. Этим объясняется приблизительное равенство количества научных публикаций с российскими коллегами и с зарубежными коллегами в отечественных и зарубежных изданиях.
К
5 году пребывания за рубежом российскому
ученому удается