Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:06, реферат
Мой реферат повествует об американском ученом Элтоне Мэйо, который является наиболее видным представителем школы человеческих отношений, возникшей в США в 1920-1930 годах. Работы этого ученого оказали большое влияние на развитие социологической теории в ХХ веке, они открыли "дверь" исследователям в области социологии и психологии в область, ранее доступную только экономистам, инженерам и промышленным психологам.
I Введение
II Немного о личности Элтона Мэйо
III Хоторнский эксперимент
IV Результаты эксперимента
V Заключение
VI Список используемой литературы
Министерство образования РФ
Кафедра социологии
Дисциплина «Социология»
реферат
на тему:
«Вклад элтона мэйо в развитие социологической теории»
Выполнила:
Специальность:
Курс II, Группа 2
Проверила:
МОСКВА – 2003
Содержание:
I Введение
II Немного о личности Элтона Мэйо
III Хоторнский эксперимент
IV Результаты эксперимента
V Заключение
VI Список используемой литературы
Введение
Мой реферат повествует об американском ученом Элтоне Мэйо, который является наиболее видным представителем школы человеческих отношений, возникшей в США в 1920-1930 годах. Работы этого ученого оказали большое влияние на развитие социологической теории в ХХ веке, они открыли "дверь" исследователям в области социологии и психологии в область, ранее доступную только экономистам, инженерам и промышленным психологам.
Немного о личности Элтона Мэйо
Элтон Мэйо – это социолог и психолог, который жил и работал в период с 1880 по 1949 годы в Америке. Мэйо – человек высокообразованный, он получил подготовку по логике, философии и медицине в ряде учебных заведений Австралии и Великобритании. После переезда в США он начал заниматься исследовательской работой в области промышленности. Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии.
«Хоторнский Эксперимент»
Главные разработки, положенные в основу доктрины человеческих отношений, Мэйо сделал, работая профессором Гарвардской школы бизнеса. В 1924 г. Национальный Исследовательский Совет при Академии Наук решил доказать точную взаимосвязь между освещением и индивидуальной эффективностью, проведя исследования на Хоторнском заводе Вестерн Электрик, производящем оборудование для американских телефонных и телеграфных компаний.
Исследование началось с
создания двух групп рабочих (женщин),
каждая из которых выполняла одни
и те же задачи в одинаково освещенных
комнатах. Задача каждой группы состояла
в сборке телефонных реле. У контрольной
группы не было никаких изменений
в освещении и прочих условиях.
В экспериментальной группе с
помощью изменения уровней и
типов освещения могло быть научно
определено влияние освещения на
эффективность труда. Исследователи
принимали во внимание комнатную
температуру, влажность и непосредственно
освещение. Исследователи наблюдали
за группами и производимой ими продукцией.
В процессе эксперимента результаты
становились все более
Замена группового плана работы индивидуальным привела к большому увеличению производительности. Введение пятиминутных пауз во время работы в 10:00 ив 14:00 также привело к увеличению производительности. Укорачивание рабочего дня и рабочей недели, введение бесплатных завтраков для рабочих - все эти изменения дали желаемые результаты.
Недовольные результатами, исследователи
решили отменить все введенные ранее
изменения и вернуться к
Эти первоначальные эксперименты
Национального
На новом этапе исследований к ним присоединился Элтон Мэйо. Заинтригованный начальными результатами экспериментаторов, Мэйо однозначно отметил, что удивительное изменение мышления в группе было ключом к объяснению загадки Хоторна. По его мнению, девушки, участвовавшие в опыте, став социальной единицей, наслаждались возрастающим вниманием экспериментаторов. У них появилось чувство их собственного участия в проекте. Важную роль в проведении эксперимента и анализе его результатов принадлежала Ф.Ротлисбергеру, который работал в департаменте индустриальных исследований Гарварда и был включен в состав исследовательской группы. Помимо первых шагов, предпринятых Мэйо и Ротлисбергером, другие ученые внесли значительный вклад в исследования группы. Основными инициаторами являлись Дж. Пеннок, Диксон и X. Райт. В группы работали представители различных специальностей: Л. Bapнep - антрополог, исследующий влияние общества на человека, Л.Хендерсон - физиолог, исследователь социальной структуры общества и др.
Мэйо и его коллеги приняли участие в экспериментах Вестерн Электрик лишь на десятом этапе тринадцатиэтапного проекта и стали сразу искать смысл предварительно несвязанных результатов. Отсутствие взаимосвязи между изменениями в окружающей среде (рабочими перерывами) и работоспособностью служащего заставило группу Гарварда обратиться к традиционной гипотезе управления с целью нахождения новой роли управления для рабочего. Были предложены пять гипотез управления для объяснения недостатков первоначального исследования освещения:
1. увеличение производительности
труда было вызвано улучшением
условий работы в
2. сокращенные рабочие
дни обеспечили отсутствие
3. рабочие перерывы устранили монотонность в работе;
4. сдельная оплата труда
стимулировала
5. улучшение взаимоотношений
рабочих и руководителей
Одна за другой, каждая гипотеза
была проверена. Первое объяснение было
отклонено, так как выпуск продукции
увеличился, несмотря на преднамеренное
ухудшение уровня освещения. Длина
рабочего дня и перерывы также
не могли объяснить результатов
исследований, т.к. производительность
труда продолжала расти, несмотря на
отмену этих привилегий. Третья гипотеза
тоже была неубедительна. Монотонность
рассматривалась скорее как чувство,
а не материальный показатель. Исследователи
пришли к выводу, что улучшение
взаимоотношений рабочих и
Гипотеза поощрительных
платежей ударила по сути традиционных
теорий поощрения и повлекла более
глубокое исследование. Были сформированы
две новых группы, вторая испытательная
группа и цех по обработке руды.
Были отобраны пять опытных рабочих,
для формирования новой группы для
изучения. До эксперимента в цеху применялся
групповой план поощрения, но в течение
первых девяти недель эксперимента - индивидуальный.
Первоначально общая
Объясняя результаты, показанные этими двумя группами, ученые предположили, что повышение зарплаты стало причиной увеличения производительности труда. Производительность труда второй экспериментальной группы увеличилась на 12,6 процентов, и ученые пришли к выводу, что это произошло благодаря желанию части новой группы достигнуть уровня первой экспериментальной группы в первоначальных экспериментах. Но, несмотря на то, что разработчики руды продолжали работать по одному и тому же плану поощрения в течение всего эксперимента, производительность труда продолжала увеличиваться независимо от зарплаты. В результате ученые пришли к выводу, что увеличение производительности труда было вызвано не увеличением зарплаты, а улучшением взаимоотношений в обеих группах.
Новый человек в промышленности должен был быть социально контролируемым. Повышение эффективности работы было вызвано скорее улучшением взаимоотношений между рабочими, а не изменениями условий среды. Конечно, это не означало, что все предыдущие выводы были полностью ошибочными, но теперь должны были рассматриваться не только технический, но и социальный аспект работы.
В ранних экспериментах, исследователи
удалили рабочих из фабричного цеха,
поместили их в специальную комнату
и установили контроль. Эта замена
надсмотрщиков
Было бы ошибочно не учитывать
результаты исследований в Вестерн
Электрик в связи с тем, что
наблюдатели изменили эксперимент.
Наоборот, целью работы Хоторна, было
создание такого мастера, который должен
был проявлять персональную заинтересованность
в работе подчиненных. Поворотным моментом
в экспериментах явилось
Вся программа интервьюирования была достаточно объемной, поэтому мы остановимся лишь на некоторых отличительных особенностях. Целью интервью было желание наблюдателей получить ответ рабочих на соответствующие вопросы о политике программ управления, об их отношении к начальству, к условиям работы и т.д., однако эти интервью привели к появлению новых непредвиденных открытий в работе Хоторна. К своему удивлению обнаружили, что рабочие хотели говорить на те темы, которые не были включены в список вопросов наблюдателей. Для рабочих были важны те вещи, которые не были важны для исследователей и для компании. Методика проведения опроса была изменена. Репортер разрешал рабочему высказывать свое мнение по любым вопросам. Задача репортера заключалась лишь в том, чтобы внимательно выслушать рабочего, средняя продолжительность интервью возросла от 30 минут до 1.5 часа. После этого рабочие стали говорить о внезапном улучшении условий труда и о повышении зарплаты (хотя на самом деле ничего не изменилось). Таким образом, благодаря возможности открыто выплеснуть свои эмоции рабочим показалось, что их положение внезапно улучшилось, хотя в действительности все оставалось по-прежнему.
Жалобы, собранные во время
проведения интервью, были исследованы,
и оказалось, что они полностью
не соответствовали
Информация о работе Вклад элтона мэйо в развитие социологической теории