Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:57, реферат
Конформизм – (от лат. Подобный, согласный) это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении его первоначального поведения и установок в соответствии с позицией большинства (то есть “быть как все”).
Виды конформности:
Влияние группы на поведение людей
Конформизм – (от лат. Подобный, согласный) это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении его первоначального поведения и установок в соответствии с позицией большинства (то есть “быть как все”).
Виды конформности:
· внешняя (публичная) - демонстративное подчинение большинству, чтобы заслужить поощрение или избежать наказание;
· внутренняя (личная) – внутреннее принятие позиции большинства, оцениваемой как более обоснованная и объективная;
· нонконформизм (негативизм) – стремление человека во что бы то ни стало поступить вопреки воли большинства.
Уровень конформности зависит от:
· от характеристики группы (источник давления, размер, степень единоначалия);
· характеристики индивида, подвергаемого групповому давлению (пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность);
· особенности в связи человека и группы (его статус, степень приверженности группы, взаимозависимость в получении награды);
· содержания задачи, степени заинтересованности человека, компетентности человека в решении таких задач.
Подчинение авторитету
Авторитет – (от лат. Влияние, власть) влияние человека, основанное на занимаемом им положении или на индивидуальных качествах личности этого человека.
Факторы, способствующие усилению подчинения авторитету:
· легитимность – законность авторитета – факт его принадлежности к престижному социальному институту;
· институциональность авторитета – факт его принадлежности к престижному социальному институту;
· непосредственная близость авторитета – факт его присутствия;
· постепенность нарастания требований;
· эмоциональное или физическое удаление от жертвы (многие считают, что в наказании виновата сама жертва из-за глупости или упрямства).
Влияние меньшинства
Меньшинство влияет на большинство, если:
· категорично заявит о принятом решении, проявит уверенность, твердость, если меньшинство откажется изменить свою позицию, но сделает это так, чтобы его поведение было истолковано как упрямство или негибкость;
· для большинства более убедительно появление перебежчиков, чем непоколебимость позиций меньшинства.
Деиндивидуализация – временное снижение уровня самосознания и самоконтроля, возникающие под влиянием группы, проявляется в виде повышения восприимчивости к внешним воздействиям, импульсивности поведения, неспособности самостоятельно оценивать и планировать свои действия.
92. Групповое влияние
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество».
Первым исследовал Аш в 50-е годы.
Все люди делятся на:
Конформное поведение поделил:
Милграм: " Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением."
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.
Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).
Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.
Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.
Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.
В нашем мире насчитывается
не только несколько миллиардов отдельных
индивидуумов, но также и множество
национально-государственных
I. Как группа влияет на Личность:
Исследования показали, что эти характеристики улучшаются в присутствии других:
Ухудшаются:
Эти феномены объединены одним фактом присутствия «других». Некоторые эксперименты в этой области показали, что продуктивность работы возрастает в присутствии наблюдателей или содеятелей. В других экспериментах выяснилось, что присутствие других может вредить продуктивности. Согласовать эти результаты друг с другом удалось, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых (или хорошо знакомых) задач и мешает решению сложных (или незнакомых) задач. Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение частично проистекает из «боязни оценки», а частично вызвано конфликтом между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрации его на самой задаче. И что присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается.
II. Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.
Конформное поведение:
Петровский выделил 3 формы поведения:
Закономерности конформного поведения:
III. Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой Деятельности. Не проявляется же она, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой Деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования и когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.
IV. Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.
V. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). На этой почве (Макколи и Сегал) возникает терроризм (объединение людей с общими обидами и возникновение актов насилия, которые индивидуум в отрыве от группы возможно бы не совершал). Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Пытаясь понять данный феномен, исследователи обнаружили, что на самом деле обсуждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения, будь то склоняющаяся к большему риску или же более осторожная. В повседневных ситуациях групповое взаимодействие также имеет тенденцию обострять первоначальные мнения. Феномен групповой поляризации – это окно, через кот исследователи могут наблюдать за влиянием группы. Эксперименты подтверждают наличие информационного и нормативного группового влияния. Информация, собранная во время обсуждения, по большей части благоприятна для изначально предпочтенной альтернативы и тем самым усиливает ее поддержку. Более того, люди могут еще более акцентировать свою позицию в тех случаях, когда, сравнив свои мнения, они обнаруживают неожиданную поддержку своего первоначального намерения.
VI. Огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.
VII. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.
!