Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:05, контрольная работа
Актуальность изучения этнических конфликтов в последние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Вооруженные конфликты в Югославии, Нагорном Карабахе, Молдове, Южной и Северной Осетии, Чечне оказались серьезными проблемами 90-х годов XX века.
Введение………………………………………………………………………….3
Межнациональный конфликт: понятие, причины………………………5
Международное право и мирное разрешение международных конфликтов………………………………………………………………..9
Война как способ урегулирования межнациональных конфликтов…12
Начало войны………………………….…………………………13
Участники боевых действий………………………………………15
Средства и методы ведения войны………………………………..17
Окончание войны и его последствия…………………………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
Война как способ разрешения национальных конфликтов
Выполнил:
Студент группы ГМУ 0313
Мордвинов Н.Ю.
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………22
Введение
С начала существования цивилизации не было, пожалуй, периодов межнациональной и межрелигиозной стабильности, особенно длительных. По вине германских нацистов межнациональные конфликты в 20 веке достигли уровня геноцида. Но и после Второй мировой войны проблемы межэтнических отношений оставались острыми в связи с крушением колониальной системы и ростом национального самосознания во многих странах мира.
Актуальность
изучения этнических конфликтов в последние
десятилетия обусловлена трудноразрешимостью
подобного рода конфликтов, которые
к тому же стали одним из наиболее распространенных
источников общественных противоречий
и политической нестабильности. Большинство
существующих в настоящее время конфликтов
можно идентифицировать как этно-религиозно-
Почти все многонациональные государства подвержены межнациональным трениям и конфликтам, корни которых уходят вглубь истории. В них в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается и промышленно развитых, и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, разной конфессиональной принадлежности.
Межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями, они осложняются большими потоками беженцев. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.
Межнациональные или межэтнические конфликты (нередко их называют просто этническими) стали распространенным явлением в современном мире. Большая часть всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Распад СССР и переход к демократизации в нашей стране также сопровождались острыми межнациональными, межэтническими конфликтами.
Одна из важнейших потребностей человека – потребность принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. «Я – русский» или «я – украинец» – это не просто фиксация «прикрепленности» индивида к некой социальной группе, но и выражение потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.
Этноконфликтолог В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму "гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий".
Что же такое «этнос»? Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» не выработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективные факторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)».
Наряду
с понятием «этноса» для
Только при этом надо обязательно учитывать, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств. А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, граждане США – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано множество.
В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств. А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи.
И естественно между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Однако, далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, или группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту.
Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом социального взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества.
Национальный конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному признаку.
Корни национальных конфликтов находятся, как правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют и свою определённую внутреннюю логику развития.
Национальный конфликт всегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или проблемы), т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам (этническим общностям) как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включая определённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений».
Конфликтная
ситуация порождается обычно резко
противоположными позициями сторон
по существенным вопросам, или коренным
несовпадением интересов
Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма. Этноцентризм – это такая позиция, при которой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное – как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости конфликтной ситуации способствует усиление негативных оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Тогда наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях.
Однако чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае национального конфликта таким инцидентом выступают как правило действия со стороны оппонентов, направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны. Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то межнациональный конфликт из потенциального становится реальным.
Современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере международных отношений являются сложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями для общественного развития.
Принцип мирного урегулирования международных конфликтов (споров) является одним из основных принципов современного международного права. Этот принцип логически вытекает из другого принципа международного права – принципа мирного сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если принцип ненападения обязывает государства воздержаться от угрозы силы или применения силы в отношениях между собой, то принцип мирного разрешения международных споров обязывает государства решать споры между собой любыми мирными способами.
Г.И. Тункин говорит о соотношении этих двух принципов: «они являются в известном смысле двумя сторонами одной медали. Если государствам запрещается прибегать к силе в их отношениях с другими государствами, следовательно, и в разрешении споров с этими государствами, то это значит, что остаются открытыми только мирные пути разрешения споров. С другой стороны принцип мирного разрешения международных споров означает, что нельзя использовать силу для их урегулирования».
Старое международное право не знало принципа мирного разрешения международных споров. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907гг. содержались лишь рекомендации обращаться к добрым услугам и посредничеству, «прежде, чем прибегнуть к оружию», «насколько позволят обстоятельства». Главным образом это было связано с тем, что прежнее международное право предусматривало право государств на войну, которым государства могли пользоваться для разрешения конфликтных ситуаций между ними.
Первое признание принципа мирного решения международных споров как принципа международного права было выражено в Парижском договоре 1928г. (Пакт Бриана-Келлога об отказе от войны). Позже он был выражен в резолюциях Лиги наций.
Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств – участников спора:
Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».
Государства
не вправе оставлять свои международные
споры не разрешёнными. Это означает,
во-первых, требование о скорейшем
разрешении международного спора и,
во-вторых, необходимость продолжения
путей урегулирования, если взаимно
согласованный спорящими
На государства
возлагается обязанность
Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов международного права, а также современных норм договорного и обычного права, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития международного права они претерпевали значительные изменения, совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.
Информация о работе Война как способ разрешения национальных конфликтов