Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:58, контрольная работа
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.
Переход
России к рыночной экономике вызвал
интенсивный процесс
Актуальность проблемы добровольческого движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России. В их числе наиболее значимыми являются противоречия:
– между накопленным опытом социально-педагогической работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;
– между востребованностью современной отечественной социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;
– между реально существующей возможностью изучения опыта добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в практике работы российских неправительственных организаций.
С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности; идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как главную ценность этой деятельности.
Цель исследования – проанализировать позитивный отечественный опыт социально-педагогической деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы.
Объект исследования – деятельность добровольцев отечественных неправительственных организаций.
Предмет исследования – содержание и технологии социальная деятельности добровольцев.
Задачи исследования:
1. Раскрыть социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России.
2. Обобщить теоретический отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев.
3. Обосновать специфику добровольческого движения в России.
4. Проанализировать содержание и технологии социальной деятельности добровольцев, выявить условия и механизмы их применения в практике социальной работы в России.
Методы исследования:
– общенаучные методы (сравнение, анализ, сопоставление, обобщение);
– анализ научных, публицистических, статистических источников;
– сбор эмпирических данных;
– анализ документов и результатов практической деятельности добровольческой работы в регионе и в том числе городе Орле.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:
– определена сущность добровольческого движения как социально-педагогического феномена;
– выявлены ведущие тенденции развития социально-педагогической деятельности добровольцев в России;
– раскрыта взаимообусловленность социальной работы и деятельности добровольцев
– проанализированы содержание и технологии социально-педагогической деятельности добровольцев в практике социальной работы в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– выявлены условия практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного социально-педагогического ресурса;
– представленные технологии социальной работы добровольцев могут быть использованы в практической социальной работе;
Источники исследования:
В ходе проведенного исследования были проанализированы официальные документы (законодательные акты, постановления, отчеты), монографические работы психолого-педагогического характера, словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник социальной службы» и др. Проанализированы Интернет-ресурсы, где систематически обобщается опыт деятельности добровольцев в зарубежных странах и в России.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В конце представлены приложения.
1.
Теоретические аспекты
добровольчество (волонтёрство) – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Доброволец – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Доброволец – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание (38, с. 23).
Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:
Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).
В соответствии с целями и задачами добровольчества, доброволец – это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Добровольцы – люди, работающие в какой-либо области по своей воле, согласию, а не по принуждению, а добровольческие движения – это свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом. В России большинство добровольческих движений направлено в своей деятельности на профилактику и борьбу с наркоманией, алкогольной зависимостью, с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду здорового образа жизни, оказание помощи детям-сиротам и престарелым гражданам, на сохранение чистоты окружающей среды и многое другое.
К самым распространенным формам работы относятся тренинги и акции, так как в процессе проведения охватывают наибольшую аудиторию.
Роль добровольческого движения для общества неоспорима. Почему люди становятся добровольцами? Причины могут быть разными:
Нередко возникает вопрос: зачем привлекать добровольцев, если есть профессионалы? Слово «профессионал» и слово «доброволец» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве добровольца, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи добровольцев – непрофессионалов.
Привлечение добровольцев дает ряд преимуществ:
Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в проекте охват целевой группы – 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп – по 20 человек), то потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем – 100 дней, 50 – если вчетвером. Чтобы можно было проводить мероприятия раз в месяц необходимо 20 человек. Где же взять ресурсы? – добровольцы!
Если суть работы – распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других.
Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование добровольцев как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
Мнения добровольцев – это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
За счет добровольцев происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей (34, с. 53).
Анализ проблем добровольческого движения показывает, что существует неоднозначное отношение к деятельности добровольцев.
«Волонтеры (добровольцы) – это хорошо», – говорят в одних некоммерческих организациях.