Востребованность социологии как науки в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа

Описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное обществоне механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

Содержание

Введение

1. Современная социология: основные понятия

1.1 Сущность современной социологии

1.2 Объект и предмет социологической науки

1.3 Функции современной социологии

2. Условия развития социологии

2.1. Перспективы развития социологии

2.2. Развитие социологии в России

2.3. Роль социологических знаний в деятельности инженера

3. Основные направления развития социологии

4. Социологическая перспектива

Заключение

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Востребованность социологии как науки в современной России_.docx

— 54.08 Кб (Скачать документ)

  · взаимодействия людей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу  общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;

  · все  взаимосвязи людей, возникающие  в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно  контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;

  · только те взаимосвязи индивидов, которые  образуют микросреду ее жизнедеятельности;

  · отношения  людей в семейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни;

  · иные стороны  и грани взаимоотношений людей  и их групп в обществе.

  В зависимости  от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные  трактовки атрибутов нашей науки. Например, Г. В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и их групп Социология/Под ред. Г. В. Осипова. М., 1990.. По мнению Ж. Т. Тощенко, объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом - закономерности его формирования, функционирования и развития Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.. В. Г. Харчева исходит из того, что объектом нашей науки является социальная жизнь, осознаваемая как система отношений личности, а предметом - закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник М., 1997. Известный американский социолог Э. Гидденс полагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.

  Перечень  отличающихся друг от друга определений  научных атрибутов социологии, связанных  с многозначностью социальных отношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибо дискуссионный  характер трактовок объекта и  предмета нашей науки уже очевиден.

  Представители более древних наук нередко упрекают социологов в том, что они постоянно  спорят об объекте и предмете своей  науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря, что социологи не знают  то, что они изучают. В этой связи  важно отметить следующее.

  Во-первых, научные дискуссии об объекте  и предмете своей науки ведут  не только социологи, но и все ученые, представляющие активно развивающиеся  отрасли знания. Исчезновение таких  дискуссий - верный признак стагнации  науки.

  Во-вторых, социология моложе многих наук, а потому естественно ее повышенное стремление к самопознанию и поиску корректив  дельнейшего развития.

  В-третьих, (по счету, но не по важности) следует  сказать о сложности и специфике  социальной формы реальности. Она не только сложнее биологической, химической, физической и прочих форм материального мира, но и принципиально отлична от них включенностью сознания людей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможность единомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы, проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяют зависимость социологии от национально-культурного и социально-исторического контекстов развития жизненных сил человека и общества.

  В-четвертых, нужно отметить повышение динамизма  социальных процессов в XX веке, появление в общественной жизни всех стран, Казахстане, особенно, новых социальных явлений, которые не могут быть проигнорированы социологией. Изучение актуальных социальных трансформаций, выяснение их причин и следствий, естественно, корректирует представления об объекте и предмете нашей науки.

  В-пятых, дискуссии о научных атрибутах  социологии дают позитивные для нее  результаты, задают новые векторы  ее дальнейшего развития. Главным  итогом споров социологов об объекте  и предмете своей науки, длившихся, то затухая, то обостряясь, на протяжении всего XX века, стало формирование третьего подхода к пониманию предназначения и задач социологии. Этот подход, с одной стороны, противостоит двум первым, а с другой - аккумулирует и. В упрощенном виде его суть можно выразить примерно так.

  Социология  призвана изучать и социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не сумму  экономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а  систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения  при этом осмысливаются не как  рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются, соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими и другими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами.

  Третий  подход, конечно, не исключает продолжения  дискуссии о научных атрибутах  социологии, но направляет их в новое  русло - на поиск оснований интеграции двух первых подходов.

  Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс  познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и  т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны  социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в процесс  социологического познания, осмыслены  и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

  В отличие  от объекта науки, ее предмет -- это  существенные свойства и отношения  объекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической  и практической проблема- тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив- шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

  Естественно, общество объективно состоит из различных  социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого челове-ческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.

1.3. Функции современной социологии

  Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции  гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и  конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции  раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

  Основная из гносеологических функций социологии -- теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить -- ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

  Описательная  функция социологии -- это систематизация, описание исследований в виде аналитических  записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки воссоздать идеальную картину  социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется  высокая нравственная чистота и  порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются  управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества -- не само- цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

  Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного  прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный  прогноз опирается на вскрытую тенденцию  развития социального явления, а  также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид  научного исследования. Поэтому в  социологи- ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

  Суть  преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки  и принятия определенных решений. Уже  всем ясно, что при реализации крупных  инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое  обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Казахстане, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности.

  Задача  социологии -теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информация о работе Востребованность социологии как науки в современной России