Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 08:48, реферат
Построение различных теоретических моделей общества с целью поиска наилучшего общественного устройства началось одновременно с возникновением философии. Уже Платон в своих диалогах «Государство» и «Тимей» (а так же в некоторых других) [2, стр. 31-35] описывает принципы построения наилучшего государства, а так же приводит классификацию государств. Эту традицию продолжает и Аристотель[2, стр. 36], правда его классификация государств и представления об идеале выглядят несколько по иному.
Возникновение социологии
Огюст
Конт как основатель
социологии.
Введение
Построение
различных теоретических
Средневековая социальная философия сохранила тенденцию к отождествлению общества и государства, однако основной упор в ней был сделан на изучении взаимоотношений между «градом земным» и «градом небесным» (эти термины введены Блаженным Августином в книге «О граде Божьем»). Однако, учитывая, что в Средние Века философия играла роль «служанки теологии», социальная философия находилась на периферии исследовательских интересов.
С началом эпохи Возрождения и распространением гуманизма интерес к изучению природы человека и человеческого общества значительно возрос. В результате этого появились работы, в которых описывалось реальное и идеальное общественное устройство с точки зрения современных взглядов. Однако это были скорее не научные, а скорее литературные произведения, содержащие либо поучения (например, «Государь» Николо Макиавели) либо описания чего-то идеального (как, например, «Город Солнца» Томазо Кампанелы и «Утопии» Томаса Морра).
В следующую эпоху, называемую Новое Время, основной упор был сделан не только на накопление эмпирических знаний, но и на разработку научной методологии. В этом направлении можно выделить два основных подхода. Первый это эмпиризм (основные принципы этого подхода сформулированы Фрэнсисом Бэконом) стремящийся к опоре, прежде всего, на факты и наблюдения, и рационализм (получивший философское обоснование у Рене Декарта), исходящий из предпосылки о человеческом разуме (лат. – ratio) как основополагающем источнике знаний. На протяжении всего дальнейшего развития науки эти два методологических подхода постоянно конкурируют между собой. Именно в эту эпоху знание научное стало синонимом понятия истины.
Другими важными событиями Нового Времени повлиявшими на формирование социологии явились революции (Голландская, Английская, Американская и Французская). Эти революции показали возможность существования иных форм государственного устройства в рамках западного общества (так же как до этого реформация и протестантизм показали возможность существования иной церковности). Вместе с тем эти события привели к возникновению потребности в научных моделях не только для описания, но и для построения общества.
Прежде всего, в Новое Время в социальной философии произошёл пересмотр самого понятия общество. Теперь оно связывалось уже не с государством, а с человечеством. В таком понимании отражён евроцентризм характерный для той эпохи, но при этом не осознаваемый. Европейское общество воспринимается в качестве передового отряда призванного вести человечество в «светлое будущее». Понимание того, что идеальное общество возможно на земле, и при этом, что его еще предстоит построить, является другой важной особенностью социальной философии Нового Времени. Но наиболее важным вкладом исследователей Нового Времени в социальную философию являлось начало изучения элементов образующих общество и связей между ними, то есть того, что собственно и образует общество как таковое. В качестве элементов общества чаще всего рассматривались либо отдельные люди, либо сословия. Отношения между ними постулировались самые разнообразные от «войны всех против всех» до «общественного договора».
Социальная
философия этой эпохи состоит
в основном из общих наблюдений и
умозрительных моделей, однако заложенные
в то время идеи до сих пор влияют
на социологическую мысль (классовая
теория в марксизме и нео-марксизме,
социальная психология и многие другие
направления). Социальная философия того
времени была неотъемлемой частью философии,
и стать самостоятельной наукой ей ещё
предстояло.
1.
Эпоха Просвещения.
Предпосылки возникновения
социологии.
В эпоху просвещения появились первые предпосылки для возникновения социологии. Этими предпосылками были с одной стороны новые науки – политическая экономия, историография и статистика, а с другой стороны новые представления об общественном устройстве, и, прежде всего, индустриализм. Рассмотрим все эти явления более подробно.
Возникновение политической экономии связано с именами Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит применял для описания экономических систем естественнонаучную методологию. По его мнению, экономические системы являются столь же стихийными и естественными, а поэтому и независимыми от субъективных мнений, системами, как и системы физические. Д. Рикардо разработал идею о приоритете промышленного производства, а так же множество методов детализировавших идеи Смита. Но главным достижением политической экономии, оказавшим влияние на возникновение социологии, оказалась выработка представлений о существующих в обществе единых закономерностях (подобных физическим законам), которые влияют на все аспекты общественной жизни – политический, экономический, социальный и духовный. Иными словами общество впервые было рассмотрено как единая система, функционирующая в соответствии с определёнными закономерностями. Представления о функциях определённых общественных классов сменяло представления об их миссиях и божественном предназначении.
Формирование историографии связывается с именами Д. Вико, Ш. Монтескье, А. Тюрго и Ж.-А. Кондорсе, которые исходя из тех или иных соображений, рассматривали историю как закономерный процесс, который может быть описан теми же закономерностями, что и физический мир. Такой подход привёл к возникновению новой философии истории, в которой настоящее рассматривалось как фундамент для будущего, и именно в будущем, а не в прошлом находился «золотой век». Другим важным достижением историографии, повлиявшим на возникновение социологии, оказалось представление о том, что история человечества делится на достаточно чётко различимые стадии, которые следуют одна за другой. В истории это были – Древний мир, Средние века и Новое время. Ещё одним важным достижением историографии Просвещения явилось изменение представления об историческом факте. Если ранее в качестве фактов выступали только письменные источники, подкреплённые определённым авторитетом, то с этого времени приоритет стал отдаваться материальным свидетельствам (памятникам, археологическим находкам, косвенным данным из смежных наук).
Ещё одной наукой повлиявшей на формирование социологии оказалась статистика. Эта наука с одной стороны позволяла обнаруживать определённые закономерности в сложных и многофакторных системах, а с другой стороны, приводила к необходимости не только качественного, но и количественного описания социальных и экономических систем. Именно статистическое понятие о корреляции и легло в основу понятия закономерности в гуманитарных науках. Как известно, в социологии используются термины закономерность и тенденция, которые говорят о вероятностном характере протекающих процессов, в отличие от термина – закон, используемого в естественных науках. Статистическое понимание закономерностей общественных процессов ничего не говорит напрямую об их сути, но зато позволяет делать достаточно точные количественные предсказания, что соответствует представлениям позитивистской парадигмы. Другим немаловажным достижением статистики в области социальных наук стало изменение представлений о факте. Если ранее понятие факта было неотделимо от частного наблюдения, то теперь стало возможным не только наблюдать явления недоступные частному наблюдению, но и оценивать степень достоверности наблюдения (позднее в социологии будет развито понятие о репрезентативности [5, стр. 753-761]).
Ещё
одним важным достижением гуманитарной
мысли эпохи Просвещения было
ведённое А. Сен-Симоном понятия
об индустриализме. Это понятие отражало
возрастающую роль промышленности и связанного
с ней финансового капитала в жизни общества.
Это представление повлияло на направление
общественной мысли в XIX в. и первой половине
XX в. В то время жизнь общества в гораздо
большей степени, чем в наше время определялась
ритмами промышленного развития, а фабричные
рабочие составляли большую часть европейского
общества. Поэтому и представления об
индустриализме с сопутствующим ему механицизмом
в социальных науках были не столь уж наивными
и неадекватными, как может показаться
сейчас.
2.
Роль Огюста Конта
в возникновении
социологии
Сначала, обозначим вкратце основные вехи в биографии Огюста Конта. Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника (сборщика податей). В 1814 г. после окончания интерната-лицея в Монпелье Конт поступает в Политехническую школу в Париже. Однако в 1816 г., после одного из студенческих выступлений приведших к закрытию Политехнической школы, Конт был выслан под надзор полиции в Монпелье. Ему так и не удалось завершить своё образование в политехнической школе. Вскоре он возвращается в Париж, где даёт частные уроки математики. В 1817 г. Конт становится секретарём Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстэна Тьерри. Конт проработал на этой должности до 1824 г. и ушёл с нее, прежде всего по причине идеологических разногласий с Сен-Симоном. Именно в этот период и были заложены основы позитивного учения Конта. В это время выходят в свет первые работы Конта - «опускулы». Это небольшие программные сочинения, которые впоследствии вошли в приложения к четвёртому тому «Системы позитивной политики» (1854 г.).
В 1826 г. Конт читает лекции по философии на дому, однако вынужден прерваться, по причине тяжёлого психического заболевания. К чтению лекций он возвращается только в 1829 г. С 1830 по 1842 г. выходит в свет шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 г.) Именно в это время и закладываются основы позитивной философии. А в четвёртом томе «Курса позитивной философии» в 47-й лекции Конт впервые употребил слово – социология.
Во второй половине сороковых годов в мировоззрении Конта и его философской системе происходят определённые изменения. Прежде всего, это связано с переходом Конта от разработки теоретического базиса к практической реализации своих идей. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, а в 1848 г. – создаёт Позитивное общество. После этого Конт провозглашает себя первосвященником Религии Человечества. Религия Конта нашла своих приверженцев даже среди руководителей стран; в Бразилии в 1891 г. был открыт позитивистский храм для отправления культа Человечества, а президент Бразилии Бенжамен Констан постановил включать позитивную науку как предмет в программу общей школы [2, стр.157]. В этот период Контом были написаны «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854 гг.), «Позитивистский катехизис» (1852 г.) и «Субъективный синтез» (1856 г.). В этот период Конт разрабатывает не столько интеллектуальную и эпистемологическую (эпистемология – теория научного познания) сторону своего учения, сколько эмоциональную и моральную. В этот период происходит раскол в позитивистском течении. Часть последователей Конта признавала только «Курс позитивной философии», но считала «Систему позитивной политики» разрывом с идеями позитивизма, а часть признавала позитивистскими оба этих сочинения. Первых Конт называл неполными позитивистами, а вторых – полными. Эта деятельность продолжалась до самой смерти Конта 5 сентября 1857 г. [1, стр. 69-73].
Как
видно из всего выше написанного
социология, хотя и занимала большое
место в творчестве Конта, тем
не менее, являлась одной из составных
частей его системы позитивной философии
и позитивной политики. Поэтому для
понимания того, что представляла собой
социология Огюста Конта необходимо подробно
рассмотреть всю систему контовского
позитивизма.
3.
Основные идеи
позитивной философии
О. Конта.
К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:
Теперь рассмотрим эти принципы подробнее.
Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз. Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) – теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используются представления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления в ходе своего развития изменяются от примитивного фетишизма, к развитому механизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упор делается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических) категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритет перед конкретными и жизненными задачами. В качестве положительной стороны метафизической стадии по сравнению с теологической Конт видит отказ от поиска божественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методического аппарата.
Последней же стадией развития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказывается тесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма, который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накопление фактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана, не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильность полученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы к прогнозированию.
Информация о работе Возникновение социологии Огюст Конт как основатель социологии