Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:32, контрольная работа
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas {общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798—1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО -
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет « МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»
Специальность
«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«СОЦИОЛОГИЯ»
Тема:
«Возникновение теоретической
социологии XIX dtrf»
Выполнил:
Студент 3 курса
Елфимов Р.А.
Группа № 263200
Личное
Проверил:
Преподаватель
Новороссийск 2011 г.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas {общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798—1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.
Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.
Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Гарда, Лестера У орда и других социологов.
Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее.
Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углубить
исследования.
В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпосылок и базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих социологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.
Мировоззрение социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти отрасли знания выступают как самостоятельные. На самостоя-
тельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Однако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходимости философского осмысления вытекающих из данного анализа выводов и обобщений. Итак,
современная социология — это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей:
Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества1.
В силу присущих ему интегративных качеств общество обладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным институтам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельство особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие, между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучает
также законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов — больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это характеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредственно смыкается с воззрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объективных факторов исторического процесса и сознательной деятельности людей.
Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX в