Взаимодействие социальной работы с образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благоприятной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы
2. Роль и место социального работника в образовании
3. Особенности и методы социальной работы в школе
4. Организационные аспекты социального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Введение в профессию - копия.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Взаимодействие социальной работы с образованием»

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Образовательное пространство  как сфера социальной работы

 

2. Роль и место социального  работника в образовании

 

3. Особенности и методы  социальной работы в школе

 

4. Организационные аспекты  социального образования

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благоприятной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.

Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.

 

Образовательное пространство как сфера социальной работы

 

Как отмечает В. Г. Бочарова1, в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, самореализации, образовательные и культурные ценности имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себя человеком, который довольствуется потреблением лишь материальных благ, то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи.

Нетрудно понять, что именно невозможность  для многих детей, молодежи, людей  старшего поколения приобщиться  к различным, ранее доступным  формам образования и ценностям  культуры, развития своего интеллектуального  потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений образования, культурных учреждений, творческих и досуговых занятий – эти по сути своей социальные потребности крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.

В этой связи следует особо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию в числе  наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать  объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех структур – их согласованной, личностно-ориентированной социальной работы.

Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного  молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами – это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны.

Имеющие место «перекосы» в понимании  социальной работы с детьми как только срочной помощи попавшим в экстремальную  ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессионально социальной работе, которая должна помочь подрастающему поколению найти свое место в жизни.

До последнего времени понимание  сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом.

Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая зависит  как от внешних условий и сложившихся  обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, его физических, нравственных, психических, социально значимых качеств.

____________

1См.: Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.С. 70-72

Проблемы человека вплетаются в  социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, цели личностно ориентированной социальной работы. Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране. Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений, а по всюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим.

Главная функция образовательного пространства – расширить возможности  творческой личности, стимулировать  ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

 ·    проблема детей, традиционно находящихся  в поле внимания и ведения  социальных служб, детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.

 ·    проблема неуспевающего ученика,  которая выходит за рамки чисто  педагогической проблемы и становится  одной из наиболее острых и  практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.

 

 

Роль и место  социального работника в образовании

 

Роль и место социального  работника в сфере образования  целесообразнее определять в зависимости  от специфики образовательных учреждений.

Деятельность  специалиста по социальной работе в  учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой – от научных представлений о необходимых условий, способствующих благоприятному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики  и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей.

В период включения  ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов, и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.

Не должна оставаться без внимания та категория  детей, которые педиатры называют «неорганизованной», т.е. детей, которые не посещают детские  дошкольные учреждения. В соответствии со ст.18 раздела 2 Закона РФ «Об образовании»  «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста». Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.

Несмотря  на то, что деятельность специалиста  по социальной работе в учреждениях  дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер, ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.

 

Социальная  работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Как и  во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремиться удовлетворить  потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помощи нуждающимся детям и оздоровления семейной среды. В поле зрения находится динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска».

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на методах устранения тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители. На основе теоретических разработок и практики современной социальной работы в школе можно определить следующие цели:

 ·   способствовать устранению и  преодолению специфических трудностей  в процессе социализации школьников  из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

 ·   развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить учащихся с их ролевыми перспективами и возможностями в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию данных перспектив;

 ·   способствовать развитию личностных  и социальных образовательных  процессов на стадии обучения и выбора профессии;

 ·   участие в педагогическом разрешении  и предотвращении конфликтов.

Для реализации поставленных целей  социальные работники  в школе используют различные  методы работы. Методы анализа и  консультирования относятся к наиболее эффективным методам работы не только с учащимися, но с и их родителями. Осуществляя свою деятельность, социальные работники активно сотрудничают с учителями, школьными психологами и медиками, консультантами по профессиональной ориентации.  Методы групповой педагогики оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся. Метод социально-педагогического планирования позволяет специалисту сформулировать цели, порядок,  последовательность и средств их достижения.

Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной активности и т.п.

Особую  сложность для социального работника  могут представлять случаи, когда  учащийся относится к категории  социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких случаях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов не обойтись.

В должностные  обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования  в котором в большей степени соответствует его особенностям; защита прав детей, являющихся представителями социальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы;  организация во внеурочное время социальной работы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий.

 

С целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении в связи с имеющимися недостатками в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации при школе создается социально-педагогический модуль. На основе общих целей социально-педагогического модуля выдвигаются специальные задачи, решение которых позволяет развивать индивидуальные возможности учащихся, что создает возможности для комплексной, планомерной и контролируемой работы. Деятельность модуля осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах. Затем ведется социально-психологическая поддержка ребенка группы риска и его семьи, осуществляется социальный контроль за условиями воспитания детей. В дальнейшем проводится работа по социальной адаптации и психолого-педагогической реабилитации в семье и школе.

 

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит  из нескольких этапов: изучение условий  жизни учащихся – оформление социальных паспортов – формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблемы детей «группы риска».

Информация о работе Взаимодействие социальной работы с образованием