Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:06, реферат
Социология тесно связана с самыми разными науками: с экономикой, философией, политологией и др. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками.
Объектом науки социологии является данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.
Французский социальный философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) утверждал, что условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, является наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом он считал особую реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук.
Рисунок 8 — Эмиль Дюркгейм
Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т. п. фактам действительности, и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, толкая его на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты, которые рассматривал в качестве «вещей», на материальные (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселения и т. п.) и духовные (общее или коллективное сознание). Он обосновывал идею общественной солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Его основные труды: «О разделении общественного труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.). В первой из перечисленных работ он говорит об аномии как вынужденном труде, не регулируемом обществом или социальными ценностями. В дальнейшем он раскрывает сущность аномии как такого состояния общественного сознания, когда существовавшие социальные ценности, социальные нормы отрицаются, а новые общество еще не выработало. В «Самоубийстве» на основе вторичного анализа официальной статистики Дюркгейм раскрывает социальную сущность этого акта и его типы. Данная работа – второе после труда молодого Энгельса обобщение крупного социологического исследования, проведенного в XIX в.
Немецкий социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.), наряду с Марксом и Дюркгеймом, является самым выдающимся основателем социологии. Он считал, что наиболее важным в изучении общества является логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение. В историю возникновения и развития социологии Вебер вошел как основоположник понимающей социологии и теории социального действия.
Рисунок 9 — Макс Вебер
Он считал, что наука должна понимать и объяснять социальный процесс как совокупность действий людей, их стремлений и мотивов действий. Важное место в работах Вебера занимает проблема ценностей – моральных, политических, эстетических, религиозных и др., которые определяются исторической эпохой и направляют интересы людей, их социальные действия. В теории социального действия Вебер рассматривает соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. При этом он выделяет идеальные типы социальных действий: целерациональное, ценностно–рациональное, аффективное и традиционное. Его учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Вебер в своих работах, важнейшими из которых являются «Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйство и общество», изданные после его смерти в 1921 г., сформулировал принципиальные положения не только общей социологии, но и политической социологии, экономической социологии и других социологических теорий.
С начала XX века не только возникают социологические теории, но и проводят социологические исследования, особенно в США. Там издается многотомный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918-1920 гг.), который, как считается, положил начало эмпирической социологии. В этой работе, где обобщается масса личных документов (письма, дневники, воспоминания и т. д.), дается не только методика работы с первичными источниками, но и ряд теоретических положений, в частности, o зависимости между социальными ситуациями, установками, ценностями во взаимодействиях индивидов. Труд У. Томаса и Ф. Знанецкого подтверждает уже отмечавшуюся взаимосвязь между конкретными социологическими исследованиями и развитием соответствующих социологических теорий.
Современные социологические теории являются продолжением теоретических подходов, обозначенных классиками социологии. Их положения получили подтверждение и дальнейшее развитие, как в социологических исследованиях, так и в теоретических построениях.
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
Во-первых, социология – это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).
Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.
Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.
Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.
Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.
Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.
Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется, прежде всего, социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.
Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.
Экономическая социология сегодня является одной из самых динамичных отраслей знания. Теперь не только социологи, но даже экономисты, всегда стойко защищавшие приоритет своей науки в исследовании хозяйства, склоняются к тому, что социологический подход может быть полезен. Видимо, с экономической социологией сейчас происходит то, что случилось с экономической историей столетие назад, когда экономисты все-таки вынуждены были признать, что история хозяйства является немаловажной отраслью экономического знания, хотя не обошлось и без скандала – «борьбы методов» (австрийская школа против немецкой исторической школы политэкономии).Но как только наука формирует свой предмет и метод, встает вопрос об ее истории. Экономической социологии в этом плане повезло меньше.
К примеру, социология труда давно описала свою историю. Еще недавно приходилось доказывать, что экономическая социология – не новое образование, что термин «экономическая социология» использовался в прошлом веке, а книги под таким названием печатались в самом начале 20 века, что, наконец, ее фундамент заложили Э. Дюркгейм и М. Вебер.
Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности – экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.
Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа – что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.
Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя. Так как условием жизнедеятельности человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях.
Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.
Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Психология изучает, прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида. Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой. Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.
Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
Информация о работе Взаимоотношение социологии с другими социальными науками