Автор работы: f********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:53, реферат
Общество немыслимо без системы регулирования взаимоотношений. И религия и политика занимаются решением таких задач, то есть затрагивая одну тему неизбежно рассматриваешь и вторую, так как эти сферы взаимосвязаны. Каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изуч
Введение
Сущность религии и политики……………………………………………4
Взаимосвязь религии и политики………………………………………....9
Заключение
Список литературы
Одно из самых значительных
направлений влияния политики
на религию заключается в
Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его. Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.
В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Долгосрочные цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными средствами — такими, например, как вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п. У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам.
Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие. Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях. Однако в истории можно увидеть религиозные процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие под религиозными лозунгами. Поэтому, прежде всего, нужно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, как и религиозное оформление конкретных политических акций.
Соединение религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни. Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа. Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов. Подданные должны были видеть во власти небесное установление. Многие государственные ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до сих пор воспроизводят ритуально-канонические элементы религиозного культа.
В
некоторых религиозных системах
существуют представления о
Современное
государство особо не нуждается
в религиозной легитимации. Отношения
государства и церкви стали менее политизированными,
более соответствующими принципам демократии
и нормам морали. Отделение церкви от государства,
невмешательство светских властей в ее
деятельность — необходимая гарантия
защиты религии от политизации. Участие
конфессий в миротворческой деятельности,
экологических движениях, в благотворительности,
их содействие гражданской консолидации
общества органически согласуются с духовно-нравственным
предназначением религии.
Заключение
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. В ходе сделанной работы могу сказать, что на протяжении десятилетий господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался. Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию некоторых вопросов.
Еще
совсем недавно многие
Таким
образом, в религии можно увидеть
механизм, позволяющий сохранить
как нравственные ценности, так и национальное
самосознание и укрепить солидарность
между нациями и народами.
Список литературы: