Взаимосвязь религии и политики

Автор работы: f********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Описание

Общество немыслимо без системы регулирования взаимоотношений. И религия и политика занимаются решением таких задач, то есть затрагивая одну тему неизбежно рассматриваешь и вторую, так как эти сферы взаимосвязаны. Каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изуч

Содержание

Введение
Сущность религии и политики……………………………………………4
Взаимосвязь религии и политики………………………………………....9
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по соц религии.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

     Одно из самых значительных  направлений влияния политики  на религию заключается в проявлениях  усилившейся в последнее время  тенденции к политизации религии  в целом. Плохо знакомые с  религией атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из- за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.

   Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его. Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.

         В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия  и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Долгосрочные цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными средствами — такими, например, как вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п.   У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам.

     Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие.  Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному.  В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях.  Однако в истории можно увидеть религиозные процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие под религиозными лозунгами. Поэтому, прежде всего, нужно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, как и религиозное оформление конкретных политических акций.

   Соединение  религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни.  Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа.  Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов.  Подданные должны были видеть во власти небесное установление. Многие государственные ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до сих пор воспроизводят ритуально-канонические элементы религиозного культа.

   В некоторых религиозных системах существуют представления о сосуществовании  двух уровней политической жизни («двух Градов») — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь не отделяется от религиозной (ислам). Ряд церквей и религиозных деятелей оценивают политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников. 9

   Современное государство особо не нуждается  в религиозной легитимации. Отношения  государства и церкви стали менее политизированными, более соответствующими принципам демократии и нормам морали. Отделение церкви от государства, невмешательство светских властей в ее деятельность — необходимая гарантия защиты религии от политизации.  Участие конфессий в миротворческой деятельности, экологических движениях, в благотворительности, их содействие гражданской консолидации общества органически согласуются с духовно-нравственным предназначением религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. В ходе сделанной работы могу сказать, что на протяжении десятилетий господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался. Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию некоторых вопросов.

 Еще  совсем недавно многие специалисты  в области социальных наук  полагали, что ввиду быстрых и  неуклонных изменений в технологии, образовании науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к автономизации и даже постепенному исчезновению религии, как формы общественного сознания. Однако действительный ход событий не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института и как субъект

     Таким образом, в религии можно увидеть  механизм, позволяющий сохранить  как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами. 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Гараджа В.И. Социология религия. – М.: 1996.
  2. Доусон К. Г. Религия и культура. – Спб.: 2000.
  3. Жуков В. И., Краснов Б. И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие .– М.: МГСУ  Изд-во “Союз”, 1997.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений.-  М., 1972 г. т. 2.
  5. Радугин  А.А. Введение в религиоведение. - М.: издательство «Центр», 1999.
  6. Радугин А.А. Политология. – М.: издательство «Центр», 2003.
  7. Шведов В.И. «Религия и политика» //Международная жизнь 1992, N5.
  8. http://sr.artap.ru/politics.htm
  9.   http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия

Информация о работе Взаимосвязь религии и политики