Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 23:48, реферат
Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими. Историки, философы, социологи часто пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития. И в этой связи важно более детально разобраться в том, что следует понимать под этими новыми путями. Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени П.М. МАШЕРОВА»
По
курсу: «Социология»
Тема: XXI век: сценарии развития западной цивилизации
2 курса, ЮР-22 группы
Витебск, 2009
Введение
Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими. Историки, философы, социологи часто пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития. И в этой связи важно более детально разобраться в том, что следует понимать под этими новыми путями. Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие.
Для каждой цивилизации, по крайней мере, единожды, а временами и чаще, история заканчивается. Когда возникает универсальное государство, его народ обычно бывает ослеплен тем, что Тойнби называл “миражом бессмертия”, и убежден, что их государство есть последняя форма человеческого общества. Так было с Римской империей, с халифатом Аббасидов, с империей Великих Моголов, с Оттоманской империей. Граждане подобных универсальных государств “совершенно пренебрегая очевидными фактами… склонны считать его не пристанищем на ночь в пустыне, а землей обетованной, целью человеческих стремлений”. Для английского среднего класса в 1897 году “как они себе это представляли, история закончилась… И у них имелись все причины, чтобы поздравить себя с постоянным государством благоденствия, которым подобное окончание истории их одарило”.
Является ли Запад исключением из общей схемы? Мелко удачно сформулировал два ключевых вопроса.
Первое: является ли западная цивилизация новым видом цивилизации, единственной в своем роде, несравнимой со всеми прочими цивилизациями, которые когда-либо существовали?
Второе:
угрожает ли (или сулит ли) всемирная
экспансия исчерпать
Очевидно,
Запад отличается от всех прочих когда-либо
существовавших цивилизаций тем, что
он имел преобладающее влияние на
все другие цивилизации, которые
существовали в мире, начиная с 1500
года. Он также знаменовал собой
процессы модернизации и индустриализации,
которые охватили весь мир, и, как
следствие этого, государства в
иных цивилизациях пытаются нагнать
Запад, стать столь же современными
и богатыми. Но означают ли подобные
характеристики Запада, что развитие
западной цивилизации фундаментально
отличается от моделей, которые главенствуют
во всех иных цивилизациях? Свидетельства
истории и суждения ученых, занимающихся
сравнительной историей цивилизаций,
заставляют предполагать иное. По сегодняшний
день развитие Запада существенно не
отклонялось от эволюционных схем,
обычных для цивилизаций на протяжении
всей истории. Исламское возрождение
и экономический динамизм Азии наглядно
демонстрируют, что и другие цивилизации
жизнеспособны, активны и, по меньшей
мере, потенциально угрожают Западу. Нельзя
сказать, что большая война с участием
Запада и стержневых государств, принадлежащих
к другим цивилизациям, является неизбежной,
но она может случиться. В качестве альтернативы,
постепенный и неравномерный процесс
упадка Запада, начавшийся в начале двадцатого
века, продолжался бы десятилетия, а возможно,
и грядущие столетия. Или же Западу суждено
пройти через период возрождения, обрести
свое прежнее влияние на международные
отношения, ныне пошедшее на спад, и вновь
утвердить положение лидера, за которым
следуют другие цивилизации и которому
они подражают.
Перспективы
эволюции-1
Существует
множество сценариев развития эволюции
западной цивилитации. Я предлагаю обратиться
к работе Каспара Т. Бруэра "Скольжение",
которую сейчас излагают по дайджесту,
подготовленному Александром Розовым.
Эта небольшая книга была написана в разгар
"холодной войны" и издана в 1974 году.
В прогнозах дальнейшей эволюции человека,
он выделяет два возможных пути.
Первый
из них будет иметь место при
сохранении принципов социального
устройства, которые лежали в основе
формирования европейских государств.
В этом случае, процесс дальнейшей
социализации человека вызовет редукцию
биологических качеств
(1)
Потеря способности нормально
взаимодействовать с природной
средой, не преобразованной
(2)
Потеря способности
(3)
Возникновение фобий ко всему,
что не рекомендовано
(4)
Потеря естественного
(5)
Потеря естественного интереса
к самостоятельному воспитанию
потомства, страх
(6)
Потеря естественного
(7)
Потеря естественной
"Таким образом, - заключает Бруэр, - в предполагаемом финале социально-ориентированной эволюции человек по своим способностям и доминантам поведения приближается к социальному насекомому (пчеле, муравью или термиту) настолько, насколько это вообще возможно, в максимальной степени утрачивая индивидуальное сознание, индивидуальный набор желаний, индивидуальный интеллект и индивидуальную жизнеспособность. Управляющей системой становится не индивид и не группа индивидов, а совокупность инструкций и регламентов, подвергающихся эволюции в ходе межсоциальной конкуренции. Внутрисоциальные конфликты исключаются за отсутствием причины - различия воззрений индивидов и их неудовлетворенности существующим порядком. Формы публичной власти испытывают конвергенцию, разница между ними вырождается. Любая форма правления, будь то демократия, олигархия или диктатура, сводится лишь к следованию инструкциям, в том числе инструкциям, регламентирующим порядок корректировки инструкций. Соответственно, человеческий социум превращается в подобие пчелиного роя, муравейника или термитника".
Симптоматично,
что примерно через 10 лет после
издания книги Бруэра, величайший
футуролог XX столетия Станислав Лем, исходя
из совокупности фактов, относящихся к
совершенно из другой области человеческой
деятельности, сформулировал весьма многозначительное
положение: "Для огромного большинства
задач, которые выполняют люди, интеллект
вообще не нужен. Это справедливо для 97,8%
рабочих мест как в сфере физического,
так и умственного труда. Что же нужно?
Хорошая ориентация, навыки, ловкость,
сноровка и сметливость. Всеми этими качествами
обладают насекомые".
Пути эволюции - 2
2 путь – «путь баланса между индивидуальным биологическим развитием и достаточной социальной стабильностью, когда социум понимается не как самоцель и самоценность, а лишь как инструмент, обслуживающий определенный круг обычных потребностей индивидов. Добровольно заключенный договор самостоятельных индивидов о ведении общих дел никогда не могли бы привести к отбору в пользу дефективных особей - поскольку не предусматривал бы обязанности по их содержанию, или по содержанию их потомства. Тем более такие особи не получили бы доступа к управлению общими делами... Если бы деятельность людей регулировалась не общественным принуждением, а общественным договором, - заключает Бруэр, - то шансы на продолжение дефектной генетической линии свелись бы к нулю и отбор развернулся бы в сторону улучшения человеческой породы".
Согласно концепции Тоффлера в том виде, в котором она была опубликована в монографии "Третья волна" (1980).
"Происходит
полная трансформация столь же
революционного характера, как
приход индустриальной
Информация о работе XXI век: сценарии развития западной цивилизации