Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:41, реферат
Социология - единственная из наук, изучающая общество в целом. Она изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. ее интересует не внутренний мир каждого индивидуума, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.
Социологию преподают во всех школах, техникумах, университетах, т.к. каждый образованный человек должен знать, как устроено общество, как люди взаимодействуют друг с другом, как, нужно сея вести, чтобы не разрушать, а укреплять общество.
Задачи и функции социологии……………………………….стр.5
Социология в современном мире…………………………...стр.17
Значение социологии в познании и регулирование социальных процессов и явлений…………………………………………стр.22
Социология Т. Парсонса
Талкотт Парсонс (1902-1979) - выдающийся американский социолог послевоенного периода, автор теории структурного функционализма, которая изложена в книгах «Структура социального действия», «Теории общества», «Социальная система» и др. Сам автор называл свою теорию аналитическими реализмом или конструктивизмом. Парсонс критиковал чрезмерное увлечение эмпирическими исследованиями и считал, что без теории нельзя правильно понять факты. Согласно его взглядам всякая социальная система основывается на взаимодействии людей. Социологические понятия - это не копии социальных явления, а обобщения их. Важна проблема - это соотношение человеческой деятельности и социального порядка.
Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
Сорокин разделил социологию на: теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей"
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.
Как уже было сказано, основная функция современной социологии - экспертная.
Макро социологический подход к изучению общества.
Особенности микро и макро социологии:
Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом.
Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др.
Макросоциологические теории:
Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой.
Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.
Современные парадигмы социологии.
Парадигма - специфическая структура, включающая различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования. Сложились и завоевали признание 4 социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма. Парадигма "социальных фактов" сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Основным элементом парадигмы "социальных дефиниций" являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Парадигма "социального поведения" уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Человеческое поведение представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. не желаемого социального поведения. Основными элементами парадигмы "социального детерминизма" являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности.
Этапы развития отечественной социологии.
Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г." О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано "... одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а " История ВКПб " И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. - профессионалы.
Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц. исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы социального знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет "застоя" носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологии по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании национальных тенденций и т. д.
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и другие были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социологии.
Так как социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатории социологического исследования при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социальная ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социальных исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Социологические исследования ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
В нашей стране в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
Причины и формы социального неравенства.
Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.
Причины социального неравенства.
Функционализм:
1. Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.
2. Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.
Таким образом, социология изучает сознание, формы и способы его проявления в деятельности в условиях определенной социальной среды. Предметом изучения социологии является, прежде всего, внутренний мир человека, проявляющийся в реальном сознании и поведении.
Вопрос №2
Социология в современном мире.
Социология - наука сравнительно молодая. Считается, что в своей современной форме она появилась в XIX веке, хотя социологический взгляд на вещи был знаком уже древним, и отдельные знания и методы анализа, которые могут быть названы социологическими, мы находим в сочинениях античных мыслителей, начиная с Платона и Аристотеля и даже раньше.
Общественное значение и престиж социологии резко возрастают в XX веке и особенно - на Западе после второй мировой войны. Это объясняется тем, что потребность современных обществ в социологии напрямую связана со степенью их демократизации. Процветание современных динамичных сообществ во многом зависит от их прозрачности для самих себя (полноты общественной информации) и от эффективности управления, невозможной без знания реального положения дел в обществе и понимания идущих в нем процессов. Не менее важно для современных массовых обществ наличие развитого критического мышления, способного разоблачать опасные социальные мифы и затруднять манипулирование массовым сознанием. Отсюда - все возрастающая потребность современного мира в социологическом знании и в вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности, противостоящих как грубым идеологическим построениям, так и утопическим фантазиям. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и другими. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя". Для России социолог - профессия достаточно новая. Тем не менее, и в России социологическая экспертиза постепенно становится неотъемлемой частью таких сфер деятельности, как принятие государственных решений, законодательный процесс, организация науки и образования, управление организациями, журналистика, реклама, избирательные кампании, общественная и правозащитная деятельность и т.д.
Социологию иногда отождествляют с опросами общественного мнения. Такое отождествление неверно. Опрос - всего лишь один из прикладных инструментов социолога, а общественное мнение - только один из объектов его интереса. Существует множество аспектов социальной реальности, которые не поддаются изучению с помощью опросов. Люди не всегда говорят то, что они действительно думают, и не всегда думают то, что говорят. Люди не всегда могут адекватно выразить свои предпочтения. Люди не всегда реально действуют в соответствии с тем, что говорят, и далеко не всегда адекватно понимают самих себя. Опрос дает людям возможность. Ответить только на те вопросы, которые им задают, и эти вопросы далеко не всегда совпадают с теми, которые для людей действительно важны. Опросы обычно служат конкретным прикладным целям и не пытаются решить проблему связи между ответами людей и их действиями, проанализировать тип их мышления и мотивы или причины их социального поведения, предсказать направление возможного развития общества в долгосрочной перспективе.
Чем социология отличается от других наук о человеке? И науки, изучающие пашу психику, и науки, изучающие наше тело - все они, до той поры пока не получат прививку социологии, склонны рассматривать человека изолированно
Какие формы принимает или может принять совместная жизнь людей? Что в различных обществах оказывается главным в совместной жизни людей и почему - способность познавать мир, экономика, язык, циркуляция информации, семья, этические ценности, религия, национальные традиции, власть государства и т.д.? Как все эти сферы жизни влияют друг на друга? Есть ли среди форм социальной жизни хорошие и плохие, или все они равноценны? Как влияет сообщество на каждого отдельного человека? И можно ли вообще изучать человека в отрыве от его социального мира?
Различным эпохам, различным сообществам соответствуют различные типы человека. Человек не рождается на необитаемом острове. Человек" живет и формируется среди людей. У него есть родители, он воспитывается в семье, он учится в школе, впитывает множество знаний и ценностных установок, учится множеству вещей, необходимых, чтобы существовать в обществе и быть полноценным членом тех или иных микросообществ. Он становится частью своего общества, его отражением.
В этом своем взгляде на природу человека социология последовательна и категорична. Везде, даже в том, что нам кажется самым личным, самым интимным, она обнаруживает волю сообществ - общие правила, принудительную для человека силу социальных фактов, моральные запреты или кодексы, коллективные привычки и суеверия - или же, наоборот, таланты, умения и мастерство, но все также принадлежащие человеку, как члену сообщества, овладевшему с той или иной степенью совершенства правилами соответствующей социальной игры. Социолог в определенном смысле "расколдовывает" наш внутренний мир, раскрывая для нас самообман и иллюзию, благодаря которым мы считаем свой мир чем-то глубоко "внутренним", уникальным, неповторимым.
Информация о работе Задачи и функции социологии. Социология в современном мире