Содержание
Введение
Глава 1. Общая
характеристика основных проблем занятости
и трудоустройства инвалидов
1.1 Законодательство
Российской Федерации и зарубежных
стран в сфере занятости и
трудоустройства инвалидов
1.2 Специфика
проблем инвалидов в сфере
занятости и трудоустройства
и пути их решения
1.3 Технологии
социальной работы с инвалидами
в сфере занятости и трудоустройства
Список литературы
Введение.
В
настоящее время
особо остро встал
вопрос о том, как
реализовать в
России положения
Конституции, провозглашающие
наше государство
социальным. Соблюдение
предоставляемых гражданам
гарантии признается
одной из основных задач
нашей страны. Одним
из основных прав каждого
жителя нашего государства
является право на труд.
Его имеют все граждане
Российской Федерации.
В том числе и люди с
инвалидностью. К сожалению,
цифры официальной статистики
свидетельствуют о том,
что количество последних
неуклонно растет. В
Постановлении Правительства
Российской Федерации
от 19.12 2005 №832 "О федеральной
целевой программе "Социальная
поддержка инвалидов
на 2006-2010 годы" приводятся
следующие цифры: наблюдается
рост численности инвалидов
(1995 год - 6,3 млн. человек, 2004
год - 11,4 млн. человек).
Ежегодно признаются
инвалидами около 3,5
млн. человек. Далее
в том же постановлении
Правительства: "основную
долю в общей численности
инвалидов составляют
инвалиды II группы - 64
процента. Вместе с инвалидами I
группы этот показатель
составляет около 80
процентов. Увеличивается
число инвалидов трудоспособного
возраста и детей-инвалидов.
Число последних возросло
с 453,7 тыс. человек в
1995 году до 613 тыс. человек
в 2004 году. Свыше 120 тыс.
человек стали инвалидами
вследствие боевых действий
и военной травмы. Улучшение
условий жизни инвалидов
как одной из самых социально
уязвимых категорий
населения входит в
число приоритетных
задач, определенных
в посланиях Президента
Российской Федерации
Федеральному Собранию
Российской Федерации
от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005
г." [44]
Во
многом это обусловлено
высоким уровнем
заболеваемости и
травматизма населения,
недостаточным качеством
медицинской помощи
и услуг, оказываемых
лечебно-профилактическими
учреждениями и учреждениями
медико-социальной экспертизы,
неблагоприятной
экологической обстановкой,
неблагоприятной
криминогенной обстановкой,
а также рядом других
причин.
Трудовая
деятельность для
человека является не
только способом экономически
обеспечить своё существование,
но и фактом реализации
своих способностей (в
том числе и
творческих), приобщением
к общественным ценностям.
Работа позволяет
каждому гражданину
уважать себя, осознавать
свою индивидуальность,
быть полноценной
частью современного
общества.
На
сегодняшний день
в сознании людей
еще жив стереотип
о том, что человек
с ограниченными
возможностями не
может и не желает
трудиться, что он
живет на попечении
близких родственников
и государства. Однако
среди инвалидов
есть те, кто желает
трудиться и быть независимыми.
В силу ограниченности
возможностей такие
люди испытывают определенные
трудности в поиске
работы и в связи с этим
нуждаются в поддержке
со стороны государства.
Таким образом, были
приняты законы и подзаконные
акты, призванные отстаивать
права инвалидов в сфере
занятости: "О социальной
защите инвалидов в
Российской Федерации"
Несмотря на наличие
рабочих мест, не все
трудоспособные инвалиды
проявляют себя в трудовой
деятельности, хотя
имеют такую же потребность.
Анализ
развития проблемы инвалидности,
как социального
явления свидетельствует
о том, что, пройдя
путь от идеи изоляции "неполноценных"
членов общества до
концепций привлечения
их к труду, человечество
подошло к пониманию
необходимости интеграции
лиц с физическими
дефектами, физиологическими,
психическим нарушениями
во все общественные
институты.
В
связи с этим возникает
необходимость отвергнуть
классической подход
к проблеме инвалидности
как к проблеме "неполноценных
людей" и представить
ее как проблему,
затрагивающую общество
в совокупности.
Основной
массив существующий
в настоящее время, касающийся
освещения проблем занятости
и трудоустройства инвалидов,
направлен на дачу рекомендаций
по трудоустройству,
описание возможных
способов устройства
на работу. К ним, например,
относится следующие:
Новиков М. Л. Межсекторное
взаимодействие как
модель решения проблемы
трудоустройства людей
с инвалидностью, Карасаева
Л. А. Прикладные аспекты
в деятельности отделения
профессиональной и
социальной реабилитации
инвалидов, Лунев, В.
П. Общий накопленный
контингент инвалидов
трудоспособного возраста
населения Российской
Федерации и его социально-гигиеническая
характеристика и др..
Есть и научные статьи,
касающиеся правовых
аспектов трудоустройства
и занятости лиц с ограниченными
Предметом -
проблемы занятости
и трудоустройства инвалидов
в условиях современного
общества.
Целью данной
работы будет выявить
проблемы занятости
и трудоустройства инвалидов
в условиях современного
общества и пути их решения.
Для
ее достижения нам
придется решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть законодательство
Российской Федерации
и зарубежных стран
регулирующее сферу
занятости и трудоустройства
инвалидов
2.
Изучить специфику
проблем инвалидов
в сфере занятости
и трудоустройства
и пути их решения
3.
Исследовать технологии
социальной работы
с инвалидами в
сфере занятости
и трудоустройства
4.
Рассмотреть проблемы
занятости и трудоустройства
инвалидов на примере
Засвияжского района
г. Ульяновска путем
проведения специаьного
исследования.
5.
На основе проведенного
исследования предложить
пути решения проблем
занятости и трудоустройства
инвалидов.
Гипотеза:
проблемы занятости
и трудоустройства
инвалидов могут
быть более успешно
решены при условии:
их выявления и
более детального
изучения через социальные
службы и центры занятости;
определения эффективных
путей их решения.
.1
Законодательство
Российской Федерации
и зарубежных стран
в сфере занятости
и трудоустройства
инвалидов
Среди достаточно
большого количества нормативных правовых
актов, регулирующих занятость и
трудоустройство граждан в Российской
Федерации (в том числе и инвалидов),
определяющее и наиболее важное значение
принадлежит Конституции Российской
Федерации, где в статье 37 сказано:
"Каждый имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду". [13] Делая
ударение, именно на слове "каждый",
автор этой работы имеет в виду и инвалидов.
Но, к сожалению, как это часто бывает,
декларируемые в Конституции нашей страны
основные права и свободы граждан, не находят
полного отражения в реальной действительности.
Этому препятствуют самые разные причины
экономического, культурного характера.
Следовательно,
как утверждает ряд специалистов,
"понятие "нетрудоспособен" противоречит
Конституции, так как каждый из людей
имеет право на труд". [30, с.
52-53]
Следующим по юридической
силе является Федеральный Закон. В
статье первой Федерального Закона "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (который является документом,
специально регулирующим положение этой
категории населения, в том числе и их
права, обусловленные их статусом) дается
следующее определение понятия инвалида:
"Инвалид - лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты".[53]
В зависимости
от степени расстройства функций
организма и ограничения жизнедеятельности
лицам, признанным инвалидами, устанавливается
соответствующая степень инвалидности
(I, II, III или "ребенок-инвалид").
Признание лица
инвалидом осуществляется специальным
органом - федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Органы государственной
власти должны содействовать трудовой
занятости инвалидов, в том числе
стимулирования создания специальных
рабочих мест для их трудоустройства.
Как видно, вышеназванный Федеральный
закон так же не лишен декларативных
элементов, рассчитанных скорее на некий
желаемый результат в будущем.
Следует отметить,
что в законе нет определения
понятия занятости и трудоустройства.
В толковом словаре даются их следующие
понятия:
Трудоустройство
- "устройство кого-нибудь на работу,
содействие в таком трудоустройстве"
[38, с. 802] .
Занятость - "наличие
работы, обеспеченность работой" [38,
с. 208].
Таким образом,
становится заметной разница между
двумя понятиями: категория "трудоустройство"
шире категории "занятость". Оно
начинается еще до того, как инвалид
найдет подходящую работу и приступит
к ней.
Причинами инвалидности
признаются:
Общее заболевание
Инвалидность
с детства
Трудовое увечье
Профессиональное
заболевание
Заболевание, которое
было получено в связи с аварией
на Чернобыльской АЭС, последствиями
радиационных воздействий.
Ранение (увечье,
контузия), полученные при защите государства
или при исполнении иных обязанностей
военной службы, либо заболевание, связанное
с пребыванием на фронте. [3, с. 230],
[57, с. 22]
Обеспечение занятости
инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". В соответствии с ней,
инвалидам предоставляются гарантии
трудовой занятости федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
путем проведения следующих специальных
мероприятий, способствующих повышению
их конкурентоспособности на рынке
труда:
1) установления
в организациях независимо от
организационно-правовых форм и
форм собственности квоты для
приема на работу инвалидов
и минимального количества специальных
рабочих мест для инвалидов;
2) резервирования
рабочих мест по профессиям, наиболее
подходящим для трудоустройства
инвалидов;
3)стимулирования
создания предприятиями, учреждениями,
организациями дополнительных рабочих
мест (в том числе специальных)
для трудоустройства инвалидов;
4) создания инвалидам
условий труда в соответствии
с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов;
5) создания условий
для предпринимательской деятельности
инвалидов;
6) организации
обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность
работников которых составляет более
100 человек, законодательством субъекта
Российской Федерации устанавливается
квота для приема на работу инвалидов
в процентах к среднесписочной
численности работников (но не менее
2% и не более 4%). Данная мера, безусловно,
должна способствовать облегчению поиска
работы инвалидами. Но вместе с тем,
Законодатель не обращает внимания на
возможность использования дополнительных
методов стимулирования работодателей
к приему на работу инвалидов: существенные
налоговые льготы, материальное стимулирование
и поддержку организаций, принимающих
на работу большое число инвалидов
и другие.
В связи с
вышесказанным, у работодателя в
соответствии с установленной квотой
для приема на работу инвалидов возникают
следующие обязанности:
1) создавать
или выделять рабочие места
для трудоустройства инвалидов;
2) создавать
инвалидам условия труда в
соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять
в установленном порядке информацию,
необходимую для организации
занятости инвалидов.
Специальные рабочие
места для трудоустройства инвалидов
создаются за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов
РФ, за исключением рабочих мест
тех инвалидов, которые получили
трудовое увечье или профессиональное
заболевание. Специальные рабочие
места для трудоустройства инвалидов,
получивших заболевание или увечье
при исполнении своих обязанностей по
военной службе или в результате стихийных
бедствий и межнациональных конфликтов,
создаются за счет средств федерального
бюджета. Специальные рабочие места для
лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных
случаев на производстве или профессиональных
заболеваний, создаются за счет средств
работодателей - причинителей вреда. [1]