Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:41, реферат
реферат по охране труда
Введение………………………………………………………………………3
1. Новые риски - новые тенденции…………………………………………..4
2. Охрана труда за рубежом: Великобритания, США, Финляндия……..10
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемых источников…………………………………………..15
Серьезное
внимание уделяется сегодня
Психологическая
жестокость наиболее часто проявляется
в виде моббинга / буллинга, то есть
запугивания, а также в виде харассмента.
Последний нередко
Разговор
на повышенных тонах, "непарламентские
выражения" в адрес коллег или
подчиненных, регулярные розыгрыши, нереальные
сроки или невыполнимые производственные
задания (превышающие физические, физиологические,
психологические, ментальные или чисто
профессиональные возможности работника),
недопустимые комментарии относительно
внешности или взглядов на жизнь,
перегрузка или недогрузка работой,
вызывающая соответственно ощущение паники
либо собственной никчемности, - все
это представляет собой типичные
примеры харассмента, негативные последствия
которого уже хорошо известны за рубежом
и специалистам по охране труда, и
судам.
В
свою очередь, к буллингу нередко
относят практику "посвящения в
работники" новичков и дедовщину,
в большей степени характерные
для небольших предприятий и
для отраслей, предполагающих тяжелый
физический труд.
Таким
образом, и буллинг, и харассмент
также входят в категорию стрессогенных
факторов производственной среды.
Зарубежное
законодательство предусматривает
весьма серьезные наказания виновных
в психологическом давлении на работника.
Однако бороться с порочной практикой
можно не только наказаниями. Среди
позитивных мер предлагается корпоративная
политика в сфере охраны труда, направленная
на воспитание в коллективе нетерпимости
к подобным проявлениям психологического
давления. Кроме того, государственные
органы нередко рекомендуют и
поддерживают создание на предприятиях
специализированных "горячих линий"
и консультативных центров для
защиты прав работников, ставших жертвами
психологического давления. В ряде
стран определенные программы борьбы
с практикой жестокости на производстве
реализуются и на уровне неправительственных
организаций, развертывающих весьма шумные
кампании по дискредитации предприятий,
допускающих недружественные
Проблема
обеспечения безопасных и здоровых
условий труда все время
Например,
для работ по разбору завалов
(в частности образовавшихся в
результате разрушения зданий) характерны
поднятие больших фрагментов строительного
"мусора" неизвестного веса и прочности,
опасность обрушения оставшихся
фрагментов здания, повышенная запыленность
и зараженность микроорганизмами, непредсказуемые
излучения, а также истечения
ядовитых и взрывоопасных жидкостей
и газов из разрушенных взрывом
емкостей и оборудования, сильно нагретые
или неустойчивые, хрупкие поверхности,
а также общая
На
практике основные обязанности по повышению
превентивной культуры в сфере обеспечения
безопасности и здоровья на производстве,
а также первичное выявление
рисков и нормативное закрепление
методов борьбы с ними лежат на
сторонах трудового отношения. Однако
в этом деле они не одиноки. Среди
специализированных институтов, в компетенцию
которых входит реализация новой
концепции охраны труда, наиболее широко
представлены специализированные государственные
бюро и инспекции по охране труда,
а также негосударственные
Как
правило, инспекционные проверки не
требуют согласия работодателя. Соответственно,
работодатели стараются всегда быть
в курсе последних разработок
в сфере профессиональной безопасности
и здоровья. Ведь при несоответствии
предприятия действующим
Вопросы охраны труда и здоровья
работников являются неотъемлемой
частью стратегий стран Евросоюза,
США и Канады. Наиболее интересным представляется опыт Финляндии,
США
и Великобритании.
Великобритания в 2004 г. приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 г. и более. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества, и ставит целью снижения в 2010 г. уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.
Стратегия
исходит из понимания того, что
со времени принятия в 1974 г. закона об
охране здоровья работников и безопасности
труда в мире произошли серьезные
изменения, соответственно которым
необходимо модернизировать систему
управления рисками. В Великобритании
стало меньше крупных фирм (менее
половины рабочей силы страны заняты
в больших организациях), и значительно
увеличилось число мелких предприятий
— на более чем 90% из 3,5 млн предприятий
численность занятых менее чем
10 человек; увеличилась численность
работников, занятых неполное рабочее
время; женщины сейчас составляют половину
рабочей силы. Сфера услуг стала
более значительной, индустриальный
сектор подвергается влиянию сильной
международной конкуренции и
сужает область своего присутствия
в стране. Традиционные интервенции
в сфере охраны труда не достигают
желаемого эффекта в
Особенное
место уделено бюджетному сектору,
который, по замыслу Стратегии,
должен стать образцом безопасного
и здорового труда для частного
сектора. Исполнение стратегии возложено
на комиссию по охране и безопасности
труда, подведомственной министерству
труда и пенсий Великобритании. Большое
внимание Стратегия уделяет развитию
социального диалога, социального
партнерства (с профсоюзами, деловыми
ассоциациями, НКО), а также установлению
тесного сотрудничества и партнерских
отношений с регионами и
1. Развитие тесного партнерства.
2. Помощь людям в получении преимуществ от эффективного управления охраной и безопасностью труда, развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье.
3.
Фокусировка на основной
4.
Распространение
В Стратегии отмечено, что ее целью не является достижения общества без рисков, но достижение общества, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласно документу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем и безопасностью является коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится значительная роль.
Интересен практический опыт комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков расписана просто и понятно («пять шагов оценки рисков»), результаты оценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа и контроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза в год). Таким образом, достигается требуемая степень контроля за факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и система управления профессиональными рисками, которой охвачено каждое рабочее место в Великобритании, поддерживается в актуальном состоянии.
В центре особого внимания — малый бизнес, для которого разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные законом об охране здоровья работников и безопасности труда.
Интересен
также богатый опыт Великобритании
в целенаправленном культивировании
среди бизнес-сообщества политики корпоративной
социальной ответственности, через
которую эффективно решаются многие
вопросы охраны здоровья работников.
Руководителям предприятий, членам
советов директоров и правлений
посвящены специальные
В
США Стратегия охраны труда и
безопасности рабочих мест является
частью Стратегического плана
В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда в ответ на вызовы XXI в. План составлен по классическим правилам стратегического менеджмента, т. е. отражает миссию, видение, организацию исполнения стратегии, четыре кратко и четко сформулированные стратегические цели, блоки основных индикаторов результативности, привязанных к каждой цели (2–3, максимум 6 показателей в каждом блоке), и принципы оценки целевых программ.
Содействие
безопасным, здоровым и защищенным
рабочим местам является третьей
из четырех стратегических целей
правительства США в сфере
труда. Для достижения этой цели Минтруд
США намерен разработать новые
инновационные подходы
В
документе отмечается, что со временем
принятия в 1970 г. федерального закона об
охране труда и профессионального
здоровья работников Америка в части
достижения третьей стратегической
цели встречает новые вызовы, связанные
с демографическими изменениями, терроризмом
и спросом на природные ресурсы.
Американцы прогнозируют рост спроса
на каменный уголь в ближайшие
два десятилетия как один из основных
источников энергобезопасности страны.
По их прогнозам, горнодобывающая