Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа
Курсовая о правах ребёнка, в ней рассказаны результаты проведённых исследований.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент,
Руководитель Жижко Е. В.
Красноярск 2012
Важнейшим
критерием определения ценности
любого общественно-политического
строя является его отношение
к детству. Всё чаще современное
общество сталкивается с правовой некомпетентностью
взрослых по отношению к детям. Несоблюдение
прав ребёнка стало одной из злободневных
проблем сегодняшней
Словарь психологического портала «Психотест» определяет понятие детство как период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни общества. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Следовательно, несоблюдение и ущемление прав ребёнка препятствует всестороннему развитию подрастающего поколения, наносит психологические травмы, ведёт к плохой социальной адаптации. Как не странно, но нарушение прав ребёнка начинается в его собственной семье. Казалось бы, что ребёнку нужно для полноценной жизни: теплый уютный дом, заботливые родители, здоровое полноценное питание – это мнение большинства родителей, которые не только не соблюдают свои прямые обязанности по отношению к ребёнку, но и вовсе не знают права своих собственных детей.
В МБДОУ № 36 г.Канска Красноярского края в 2012 году 13 – 14 марта проводилось анкетирование, с целью определения уровня правовой компетентности родителей. В анкетировании приняло участие 38 человек. Респондентам задавались следующие вопросы:
№ вопроса |
Количество положительных |
% положительных ответов |
Знакомы ли вы с Конвенцией о правах ребенка? |
10 |
26% |
Какие, по вашему мнению, у ребенка права в детском саду? |
5 |
13% |
Какие права у ребенка в семье? |
4 |
10,5% |
Что вы можете предложить в качестве контроля за соблюдением прав ваших детей в детском саду? |
14 |
36% |
Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в дошкольном учреждении? |
22 |
58% |
Знаете ли вы телефоны, адреса организаций, куда можно обратиться по защите прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию? |
15 |
39% |
Качественный анализ анкет позволяет сделать вывод о том, что большая часть родителей не знает о существовании такого документа как Конвенция о правах ребенка (26%).
Родители не знают права собственных детей (13% по 2 вопросу и 10,5% по 3). При ответе на эти вопросы преобладали ответы такого характера: «Какие у всех, такие и у детей», «Лишь бы было внимание», «Слушать маму». Многие честно отвечали, что не знают.
36% родителей считают, что контроль за соблюдением прав ребенка в детском саду нужен. В качестве средств они предлагали: охранник – 2; в/камера – 3; психолог – 3; родительский комитет. Остальные родители при ответе на этот вопрос выразили доверие к педагогам и сотрудника детского сада.
Более 50% родителей считают, что в ДОУ должен быть представитель по правам ребенка – педагог-психолог, 40% родителей знают телефон организаций, занимающихся защитой прав детей.
Делая выводы по результатам анкетирования, можно сказать, что знания родителей о нормативных документах, защищающих права детей, Конвенции о правах ребенка, носят поверхностный характер, правовая компетентность родителей находится на низком уровне. Родители даже не представляют себе, какими правами в действительности обладает их ребёнок.
Однако,
согласно Конвенцией ООН о
правах ребёнка от 1989 года, дети
обладают законодательно
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);
- защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39) и другие (всего 54 статьи).
Анализируя содержание Конвенции, можно сделать вывод о том, что теоретически ребёнок полноценно защищен от каких либо посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство. Но на практике, как правило, дела обстоят совсем не так, как в теории.
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено исследование, с целью изучения степени реализации прав ребёнка в различных сферах, а так же какие проблемы детства представляются россиянам наиболее важными. Исследование проходило 21-22 мая 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Оцените, пожалуйста, насколько полно (хорошо) в нашем городе/селе реализуются права детей на...(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) | ||||
Реализуются в полной мере, проблем с этим нет |
Реализуются лишь отчасти |
Не реализуются совсем |
Затрудняюсь ответить | |
Посещение школы и учебу |
57 |
28 |
4 |
10 |
Свободное выражение своих мыслей |
40 |
35 |
9 |
17 |
Собственное мнение |
40 |
35 |
9 |
16 |
Медицинское обслуживание |
23 |
53 |
17 |
8 |
Отдых и досуг |
14 |
54 |
23 |
9 |
Посещение детского сада |
14 |
55 |
19 |
13 |
Защиту от насилия и жестокого обращения |
11 |
49 |
25 |
15 |
Защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному развитию |
8 |
38 |
41 |
13 |
По данным таблицы, лучше всего сегодня реализуются права детей на получение школьного образования. Также опрошенные удовлетворены тем, как соблюдаются права детей на свободу выражения мыслей и собственное мнение. Несколько хуже обстоит дело с реализацией права на получение медицинского обслуживания, посещение детского сада. Самые плохо реализуемые сегодня права детей - право на защиту от насилия и жестокого обращения и защиту от информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию.
Какие проблемы детей в современном обществе, по Вашему мнению, должны сегодня находиться в фокусе общественного внимания? (закрытый вопрос, до двух ответов) | |||
2005 |
2009 |
2011 | |
Алкоголизм, наркомания среди детей и подростков |
45 |
45 |
47 |
Детская и подростковая преступность |
35 |
38 |
31 |
Низкий уровень жизни |
29 |
20 |
27 |
Беспризорники и безнадзорные дети |
21 |
21 |
18 |
Проблемы обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях |
6 |
10 |
14 |
Проблемы проведения досуга детьми |
13 |
18 |
14 |
Насилие в отношении детей в российских семьях |
6 |
11 |
13 |
Плохие жизненные условия |
8 |
5 |
9 |
Эгоистичность нынешнего общества, нежелание иметь и воспитывать детей |
5 |
5 |
6 |
Усыновление ребенка российскими гражданами |
5 |
5 |
4 |
Усыновление российских детей иностранными гражданами |
4 |
3 |
4 |
Что-то другое |
0 |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
3 |
2 |
Самой важной проблемой детства с точки зрения россиян, остается алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (47%). На втором месте - детская и подростковая преступность (31%). Третья по значимости проблема - низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей (27%). Менее острыми кажутся россиянам такие вопросы, как детская беспризорность (18%), проблемы детского досуга (14%), воспитание детей в дошкольных и школьных учреждениях (14%), насилие в отношении детей (13%), плохие жизненные условия детей-сирот в специализированных учреждениях (9%). Замыкают рейтинг детских проблем эгоистичность современного общества в его нежелании иметь детей и воспитывать их (6%), проблема усыновления - как российскими, так и иностранными гражданами (по 4%). За последние два года россияне стали придавать больше значения проблемам низкого уровня жизни семей с детьми (с 20 до 27%), а также плохие жизненные условия детей-сирот в специальных учреждениях (с 5 до 9%).
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что россияне осведомлены об основных проблемах детства в России. Несмотря на низкую правовую грамотность, россиян волнует данная проблема и с каждым годом число неравнодушных к ней возрастает. Однако они не объективно оценивают степень важности некоторых проблем. Так, например, с 2005 года существенно выросла обеспокоенность респондентов воспитанием детей в дошкольных и школьных учреждениях (с 6 до 14%), насилие в отношении детей в семьях (с 6 до 13%). Одновременно, россиян стала меньше беспокоить детская и подростковая преступность (с 38 до 31% за два года) и проблема детского досуга (с 18 до 14%), беспризорники и детская безнадзорность (с 21 до 18%).
По данным
исследователей Института уполномоченных
по правам ребенка, защита детства относится
к приоритетным задачам экономической
и социальной политики России, решению
которой уделяется большое
Информация о работе Защита прав ребёнка в Российской Федерации