Завершение конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:53, доклад

Описание

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 16.72 Кб (Скачать документ)

2. Завершение конфликта 

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание  и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его  прекращения или сил, способных  это сделать. Часто завершение конфликта  характеризуется тем, что обе  стороны осознали безрезультатность  продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

На этой стадии развития противоборства возможны самые различные  ситуации, которые побуждают обе  стороны или одну из них к прекращению  конфликта. К таким ситуациям  относятся:

 явное ослабление  одной или обеих сторон или  исчерпание их ресурсов, не позволяющее  вести дальнейшее противоборство;

 очевидная бесперспективность  продолжения конфликта и ее  осознание его участниками. Эта  ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает  преимуществ ни одной из сторон  и конца края этой борьбе  не видно;

 обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

 появление в  конфликте третьей стороны и  ее способность и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также  весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение)  оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение)  объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте  новой силы, способной завершить  его путем принуждения;

5) обращение субъектов  конфликта к арбитру и завершение  его при посредстве третейского  судьи;

6) переговоры как  один из наиболее эффективных  и часто встречающихся способов  разрешения конфликта.

По своему характеру  завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения  реализации целей противоборства:

 победоносным,

 компромиссным,

 пораженческим;

2) с точки зрения  формы разрешения конфликта:

 мирным,

 насильственным;

3) с точки зрения  функций конфликта:

 конструктивным,

 деструктивным;

4) с точки зрения  эффективности и полноты разрешения:

 полностью и  коренным образом завершенным,

 отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что  понятия “завершение конфликта” и “разрешение конфликта” не тождественны. Разрешение конфликта есть частный  случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками  конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

 затухание (угасание) конфликта,

 устранение конфликта,

 перерастание  конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтный период

Последней стадией  в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует  иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

Постконфликтный синдром

За завершением  конфликта может следовать, таким  образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Наглядным примером постконфликтного синдрома может служить ситуация в сегодняшней Югославии, которая сложилась там после того, как в 1999 г. прекратилась воздушная война НАТО против этой страны и на территорию края Косова и Метохи были введены натовские войска. Сегодня уже совершенно очевидно, что натовская операция в Косове, так называемая КФОР, предпринятая в целях защиты проживающих в крае албанцев от этнической чистки со стороны сербов, выполнила свою функцию с точностью до наоборот. На деле она способствовала этнической чистки Косова от сербов. При том порядке, который установили и призваны контролировать силы НАТО, из-за террора, бесчинств и притеснений со стороны албанцев край вынуждены были покинуть более 350 тысяч сербов и других этнических групп неалбанского происхождения. В этой связи Генеральный секретарь ООН в своем докладе Совету Безопасности вынужден был признать, что гражданские права сербов и других этнических групп, кроме албанцев, грубейшим образом нарушаются, что в крае процветают террор и насилие, что до политического урегулирования конфликта очень далеко.

Способы регулирования  и конструктивного завершения конфликтов

Современная конфликтология выработала Способы регулирования и многообразныё способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в после конфликтной стадии — это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

Экспериментальное подтверждение этого положения  в нашей стране было получено в 30-х  годах в беспримерном опыте А.С. Макаренко (1888—1939). Он показал, что совместная деятельность людей, имеющих общие  задачи, преобразует группу подростков с внутренне конфликтными отношениями  в единый коллектив лучше всякого  кнута и пряника.

Среди западных исследователей следует отметить прежде всего эксперименты М. Шерифа с коллегами, проведенные в конце 40-х — начале 50-х годов. Их цель состояла в изучении формирования групповых норм и динамики конфликта — его возникновения, развития и разрешения. В качестве испытуемых выступали мальчики 9 — 12 лет, подбираемые таким образом, что все они были ранее не знакомы между собой, имели примерно равное социальное положение и психическое здоровье. Мальчикам было сказано, что в лагерях, где они будут жить, изучаются формы организации работы. При этом сами лагеря были расположены в дали от населенных пунктов, что позволяло экспериментаторам контролировать социальное взаимодействие. Общее исследование включало два эксперимента.

В первом эксперименте были созданы две группы — “Бульдоги” и “Красные дьяволы”, между которыми искусственно создавалась обстановка напряженности. Так, судья в соревнованиях  между двумя группами специально завышал результаты членам одной  из групп — “Бульдогам”. Очень  скоро атмосфера спортивной борьбы сменилась атмосферой вражды и озлобленности. А когда на вечере (в честь якобы  примирения) “Красным дьяволам” дали угощение лучше, чем “Бульдогам”, конфликт достиг высшей точки развития.

После этого экспериментаторы не вмешивались в отношения между  группами, но враждебность между ними сохранилась, хотя для эмоциональной  разрядки мальчикам разрешили проявлять  свою агрессивность — бросаться  хлебом, обзывать друг друга и т.д. Этот факт позволил экспериментаторам  сделать вывод, что даже после  того как реальная причина конфликта  устранена, межгрупповой конфликт продолжает сохраняться. Враждебные отношения  не исчезают сами по себе, даже несмотря на то, что эмоциям был дан выход.

Через пять лет был  проведен следующий эксперимент, но с другими группами. Также, как и в первом эксперименте, между группами искусственно насаждалась враждебность. Попытка снять ее путем межгрупповых контактов даже в благоприятной обстановке оказалась безуспешной. Более того, враждебность усилилась. Затем были организованы мероприятия, требующие объединенных усилий обеих групп: поиск причин “поломки” водопровода, сбор денег на просмотр интересного кинофильма, ночной подъем и поход для буксировки якобы сломавшегося грузовика. В результате совместной деятельности, сотрудничества различия между “мы” и “они” стали стираться и была ликвидирована враждебность между группами.

Этот и другие эксперименты впервые на Западе позволили  сделать вывод, что организация  совместной деятельности наиболее эффективный  способ конструктивного разрешения межгруппового конфликта и снятия напряжения в групповых взаимоотношениях.

В отечественной  науке большое внимание деятельностному подходу к психологии коллектива как особой социальной группе уделял А.В. Петровский. В его работах был, в частности, сделан вывод о детерминирующей роли предметной деятельности по утверждению коллективистских отношений в группе.


Информация о работе Завершение конфликта