Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:19, реферат

Описание

До революции в России - благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. Имена ярких представительниц дореволюционной благотворительности выполняют важную символическую и консолидирующую роль.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Религиозный вид благотворительности……………………………………4
Аристократический вид благотворительности……………………………6
Светская благотворительность……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

До революции в России.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)
 

Реферат

«О  женской благотворительной  деятельности в дореволюционной  России» 
 
 
 
 

Москва, 2011 

     Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Религиозный вид благотворительности……………………………………4

Аристократический вид благотворительности……………………………6

Светская благотворительность……………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..11

Список  используемой литературы………………………………………...12 
 
 
 
 
 

     Введение.

     До  революции в России - благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. Имена ярких представительниц дореволюционной благотворительности выполняют важную символическую и консолидирующую роль.

     В России XVIII - начала XX веков благотворительность была связана с Русской православной церковью. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности (Любовь Мюллер, Адель Линденмейер) отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. Церковь предлагала специфическую модель женской набожности: "Женщина связывает свою жизнь и свое счастье с тем, чтобы помогать другим людям. Участие женщин в благотворительности, особенно если они принадлежали к высшему слою общества, измерялось не тем, сколько они пожертвовали средств на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных, на распределение лекарств, на личные визиты к бедным и больным." 1

     Благотворительницы  представлялись церковью как образцы  женской благочестивости и добродетели. Диапазон благочестия и самопожертвования  в православной идеологии был  чрезвычайно широким: от полного  самоотречения "святых мучеников", готовых к отказу от всего "своего" во имя ближнего, до разовых материальных дотаций. Религиозность является одним из важных идеологических оснований для благотворительности.  

Религиозный вид благотворительности

     Ксения  Блаженная, жившая в Петербурге во второй половине XVIII века, стала символом женской благочестивости, набожности и благотворительности. После смерти мужа Ксения раздала все свое имущество бедным, и, взяв на себя роль святой юродивой, в поношенной одежде умершего мужа ходила по бедным кварталам города, утешала страждущих, помогала нуждающимся, молилась за всех. Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в ее способность предсказывать будущее, относились к ней как к святой. После ее смерти в ее честь была построена часовня. Тип благотворительности, символически связанный с Ксенией Блаженной, можно определить как религиозный.

     Образ Ксении Блаженной до сих пор очень  популярен в Петербурге. В городе существует благотворительный фонд ее имени.

Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. 

- российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны.

     Была  учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны. День создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название.

     Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали восаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

     Когда сестры вернулись в Петербург  с Крымской войны в сентябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в больницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - вМихайловском дворце. В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки. В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебница для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

     Общину  возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.

     После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской  общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. -известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский. Первым главным врачом Крестовоздвиженской общины был В. И. Тарасов, который во время Крымской войны являлся ближайшим помощником Н. И. Пирогова.

     В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.

     Община  стала широко известна не только в  России, но и за границей. Она участвовала  в международной гигиенической  выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

     На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста. В 1897—1898 гг. были построены новые корпуса общины, существующие и в настоящее время.

Аристократический вид благотворительности

     В дореволюционной России, начиная  с конца XVIII века, благотворительность патронировалась членами императорской фамилии. По инициативе и под патронажем Екатерины II был образован Институт благородных девиц (Смольный институт). На средства императрицы Марии Федоровны, которая возглавляла благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана и до сих пор существует Мариинская больница.

Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны

     Другой  крупной благотворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны. Названное ведомство  возникло 12 ноября 1796 г., когда супруга  Павла I императрица Мария Федоровна  приняла на себя руководство Обществом  благородных девиц и его мещанским  отделением. Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило чисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.

     В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное  Ведомство Учреждений императрицы  Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».

     Основным  в деятельности Мариинского ведомства  оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:

1. Призрение  младенцев. Имелось два воспитательных  дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось  до 80 тыс. человек, находившихся  в частном воспитании. Для обучения  сирот содержалось около сотни  школ. Наблюдались и новые явления;  так в 1880 - 1890-е гг. ширится сеть  «яслей» при некоторых губернских  и уездных детских приютах  (в Вологде, Риге, Керчи, Полтаве,  Томске, Таганроге и др.).

2. Опека  над подростками. К началу 1900-х  гг. имелось 176 детских приютов  (на 14 тыс. детей), в том числе  4 тыс. пансионеров находилось  на полном содержании заведений.  Все призреваемые в обязательном  порядке проходили курс народной  школы.

3. Призрение  слепых и глухонемых. Для лишенных  зрения детей было открыто  21 училище (2 в столицах и 19 в  провинции), где обучалось более  700 детей. Кроме того, содержалось  6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).

4. Призрение  престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугами пользовалось до 25 тыс. неимущих больных.

     Под патронажем Ведомства действовал целый  ряд общественных благотворительных  организаций: Попечительство императрицы  Марии Федоровны о слепых, Императорское  Женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (1837 г.), Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу2.

     Еще одним примером аристократической благотворительности является деятельность урожденной немецкой принцессы Елизаветы Федоровны, сестры императрицы Александры Федоровны, жены дяди последнего русского царя и генерал-губернатора Москвы (1864-1918). После гибели мужа от бомбы террориста в 1905 году, Елизавета Федоровна продала все свое имущество и направила полученные средства на создание приютов и госпиталей. Изучив работу различных западных женских религиозных обществ, она решила создать свое собственное, направленное исключительно на помощь больным и бедным. Это общество просуществовало до 1918 года, в нем состояло 70 сестер. Сестры отбирались по конкурсу из большого числа заявок после специальной аттестации, что свидетельствовало о большой популярности такой модели женской благочестивости, не требовавшей отказа от светской жизни.

     В православной благотворительной традиции женщины, решившие полностью посвятить себя помощи обездоленным, не обязаны были отказываться от светской или семейной жизни. Но, как правило, активно заниматься данной деятельностью они начинали либо в зрелом возрасте, либо, овдовев

Светская благотворительность

     Третий  вид - светская благотворительность. Впервые она оформляется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки учили грамоте местных крестьян, ухаживали за больными, помогали врачам в больницах. Жены декабристов имели огромный моральный авторитет в образованных слоях российского общества. Их опыт получил большой резонанс и оказал большое влияние, в том числе, и на следующее поколение русских женщин.

     После александровских реформ и реабилитации декабристов, с первой волной женского движения в России впервые появились светские благотворительные организации.

Российское общество Красного Креста

     Во  второй половине XIX в. в стране появляются члены благотворительных общественных организаций, обществ и попечительств, представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы, работники  социальных учреждений, которые выполняли  функции социальных работников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые  в Европе принцессой Терезой, дочерью  великой княгини Елены Павловны, была создана женская Никольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Десять лет спустя, когда возникла необходимость оказания помощи  раненым и увечным воинам крымской войны, была образована Кресто-Возвиженская община, которая начала готовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений.3 Пример бескорыстной деятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к созданию в 1867 г. Российского общества попечения о больных и раненых воинах, которое в 1879 г. было преобразовано в Российское общество Красного Креста. Кроме того, в 1860-е годы в большинстве губерний России активизировался процесс создания сети женских общин христианок-доброхоток, или сестер милосердия, вошедших в состав Российского общества Красного Креста.

     Деятельность  общин не ограничивалась помощью  раненым во время военных кампаний. В своих стенах общины открывали  специализированные больницы, где четверть мест всегда была предназначена для  бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся  в ночлежных и работных домах.

Информация о работе Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России