Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:19, реферат
До революции в России - благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. Имена ярких представительниц дореволюционной благотворительности выполняют важную символическую и консолидирующую роль.
Введение………………………………………………………………………3
Религиозный вид благотворительности……………………………………4
Аристократический вид благотворительности……………………………6
Светская благотворительность……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………...12
Реферат
«О
женской благотворительной
деятельности в дореволюционной
России»
Москва,
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Религиозный
вид благотворительности…………………
Аристократический
вид благотворительности…………………
Светская благотворительность……
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………...12
Введение.
До
революции в России - благотворительность
считалась уважаемым занятием. Существовало
несколько наиболее распространенных
видов благотворительности: религиозный,
аристократический и светский. Имена ярких
представительниц дореволюционной благотворитель
В России XVIII - начала XX веков благотворительность была связана с Русской православной церковью. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности (Любовь Мюллер, Адель Линденмейер) отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. Церковь предлагала специфическую модель женской набожности: "Женщина связывает свою жизнь и свое счастье с тем, чтобы помогать другим людям. Участие женщин в благотворительности, особенно если они принадлежали к высшему слою общества, измерялось не тем, сколько они пожертвовали средств на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных, на распределение лекарств, на личные визиты к бедным и больным." 1
Благотворительницы
представлялись церковью как образцы
женской благочестивости и
Религиозный вид благотворительности
Ксения Блаженная, жившая в Петербурге во второй половине XVIII века, стала символом женской благочестивости, набожности и благотворительности. После смерти мужа Ксения раздала все свое имущество бедным, и, взяв на себя роль святой юродивой, в поношенной одежде умершего мужа ходила по бедным кварталам города, утешала страждущих, помогала нуждающимся, молилась за всех. Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в ее способность предсказывать будущее, относились к ней как к святой. После ее смерти в ее честь была построена часовня. Тип благотворительности, символически связанный с Ксенией Блаженной, можно определить как религиозный.
Образ Ксении Блаженной до сих пор очень популярен в Петербурге. В городе существует благотворительный фонд ее имени.
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.
- российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны.
Была учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны. День создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с праздником Воздвижения Креста Господня, отчего община и получила свое название.
Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали восаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
Когда сестры вернулись в Петербург с Крымской войны в сентябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали - Калинкинский (ныне - Военно-морской) и Кронштадтский, в больницу для чернорабочих (ныне - Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне - НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем - вМихайловском дворце. В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки. В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебница для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.
Общину возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.
После
Крымской войны для управления Крестовоздвиженской
общиной был создан особый комитет.
Его председателем стал Н. И.
В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.
Община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.
На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста. В 1897—1898 гг. были построены новые корпуса общины, существующие и в настоящее время.
Аристократический вид благотворительности
В дореволюционной России, начиная с конца XVIII века, благотворительность патронировалась членами императорской фамилии. По инициативе и под патронажем Екатерины II был образован Институт благородных девиц (Смольный институт). На средства императрицы Марии Федоровны, которая возглавляла благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана и до сих пор существует Мариинская больница.
Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны
Другой
крупной благотворительной
В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».
Основным в деятельности Мариинского ведомства оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:
1. Призрение
младенцев. Имелось два
2. Опека
над подростками. К началу 1900-х
гг. имелось 176 детских приютов
(на 14 тыс. детей), в том числе
4 тыс. пансионеров находилось
на полном содержании
3. Призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).
4. Призрение
престарелых и оказание
Под патронажем Ведомства действовал целый ряд общественных благотворительных организаций: Попечительство императрицы Марии Федоровны о слепых, Императорское Женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (1837 г.), Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу2.
Еще
одним примером
В православной благотворительной традиции женщины, решившие полностью посвятить себя помощи обездоленным, не обязаны были отказываться от светской или семейной жизни. Но, как правило, активно заниматься данной деятельностью они начинали либо в зрелом возрасте, либо, овдовев
Светская благотворительность
Третий вид - светская благотворительность. Впервые она оформляется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки учили грамоте местных крестьян, ухаживали за больными, помогали врачам в больницах. Жены декабристов имели огромный моральный авторитет в образованных слоях российского общества. Их опыт получил большой резонанс и оказал большое влияние, в том числе, и на следующее поколение русских женщин.
После александровских реформ и реабилитации декабристов, с первой волной женского движения в России впервые появились светские благотворительные организации.
Российское общество Красного Креста
Во
второй половине XIX в. в стране появляются
члены благотворительных
Деятельность общин не ограничивалась помощью раненым во время военных кампаний. В своих стенах общины открывали специализированные больницы, где четверть мест всегда была предназначена для бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся в ночлежных и работных домах.
Информация о работе Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России