Антикризисная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание

Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятие циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Антикризисная инвестиционная стратегия государства …………………………………...4
2. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………………………………..8
3. Антикризисная программа государства……………………………………………………17
Заключение ……………………………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Антикризисная политика государства.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

       Вместе  с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый -  постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй – стимулировать  привлечение новых накоплений граждан  в банки и небанковские финансовые институты. Третий – привлечение  прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый – использование широко распространенной на западе практики учета и переучета векселей.

       Указанные способы регулирования имеют  как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег  у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ  может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

       Выйти из финансового кризиса можно  только на основе преодоления ситуации нарастающего отторжения большинства  населения от проводимых в стране преобразований. Главное – уйти от десоциализации  финансовой политики. Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики. В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство.

       Преодоление финансового кризиса требует  принятия в качестве исходных следующих мер:

    • разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определив границы ответсвенности по использованию Закона о бюджете в рамках установок по формированию доходов и отдельно – по финансированию расходов бюджетных организаций;
    • поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Российской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;
    • ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;
    • пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;
    • сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями;
    • поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;
    • преодолеть сложившееся за годы реформ  недоверие массового потребителя к государству.

       Промышленное  регулирование. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находистя под влиянием истроии, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал в качество окружающей среды.

       Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой  оптимизации структуры народного  хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления  сырьевой направленности экспорта.

       Государственное регулирование сводится к активной промышленной политике, основу которой  составляют следующие принципы:

    • социально-экономическая направленность;
    • сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
    • создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
    • система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
    • адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
    • обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;
    • широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
    • развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда., капитала, товаров и услуг, технологии и др.

       ключевым  звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

       Социальное  регулирование. Социально-экономический кризис сопровождается массированны и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив резко возросла.

       В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования – предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

       Пока  длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бедностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

       Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и , с другой, -обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

    • государственные мероприятия в области здравоохранения, например, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;
    • престарелые и другая экономически неактивная часть малоимущего населения также нуждается в субсидиях;
    • потребность лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;
    • финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

       Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения – значительное снижение жизненного уровня.

       Российское  государство не считает себя обязанным  обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

       Направление изменений социально-экономической  ситуации в стране в последние  годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход станы из кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антикризисная программа государства. 

     Адекватный  подход к предотвращению угрозы коллапса финансовой системы требует соответствующих  мер по устранению ее причин - выходу из долгового кризиса, оживлению  производственной деятельности и восстановлению необходимого уровня инвестиционной активности. Требования, которые сегодня должны быть предъявлены  к экономической политике, очень высоки. Расчеты показывают, что после обвального сокращения производства и инвестиций, для нейтрализации нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее чем четырехкратному увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны. При этом инвестиции должны быть качественными - они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и  открывать  новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики.

     То  же касается других макроэкономических ориентиров антикризисной программы. Для вывода страны на траекторию устойчивого развития, преодоления инерции спада производства и разрушения научно-промышленного потенциала, параметры роста валового внутреннего продукта должны составлять не менее 5% в год, инвестиционной активности - не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии до 20% в год, заработной платы - на 12% в год, повышения эффективности  производства - не менее чем на 10% в год.

     Несмотря  на кажущуюся амбициозность таких  ориентиров по сравнению со скромными  обещаниями правительственной программы добиться оживления производства с темпом роста 1% в расчете на год, они являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации производственного и человеческого потенциала страны.

     Следует заметить, что   применение комплекса  мер по устранению причин кризисного состояния финансовой и производственной систем страны, создание реальных условий для экономического роста, переориентация экономической политики государства с поддержания сверхприбыльности финансовых спекуляций на стимулирование производства, инвестиций и повышение реальных доходов населения, которые отражены в предложениях к антикризисной программе Совета Федерации, открывают перспективу устойчивого социально-экономического развития страны.

     Речь  идет, прежде всего, о мерах направленных на оживление производства, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, повышение конкурентоспособности национальной экономики, предотвращение разрушения имеющегося научно-производственного и интеллектуального потенциала страны, выравнивание ценовых пропорций и оздоровление финансового положения производственной сферы, неоднократно предлагавшимися Советом Федерации, Государственной Думой, учеными, представителями деловых кругов.  В нынешней ситуации обостряющегося долгового кризиса программа должна быть дополнена очевидными мерами по усилению валютного контроля, дедолларизации экономики, повышению доходов бюджета и сокращению бремени долговых расходов за счет мобилизации имеющихся у государства и основанных на законе возможностей. Не обойти и социальные проблемы обеспечения выживания населения, исполнения обязанностей государства по обеспечению социальных гарантий.

     В процессе государственного регулирования  экономики, ориентированного на формирование новой социально-экономической –  ЭКОГУМАНИЗМА, с эффективным использованием всех ресурсов страны, необходимо применять в зависимости от конкретных обстоятельств весь спектр методов и механизмов государственного регулирования. В тоже время нужно вырабатывать и нестандартные подходы к воздействию государства на экономику с учетом уникальности ситуации в которой прибывает страна.

       Нестандартный подход необходим прежде всего к  производственным и научным предприятиям ВПК, где сконцентрирован основной научно-технический потенциал страны. Если этот потенциал разумно использовать, проведя целесообразную, но не в коем случае не тотальную, конверсию, весь мир станет свидетелем российского экономического чуда. При этом представляется необходимым проведение следующих мероприятий:

  1. при сохранении всех исследований (и развитии новых) и изготовлении опытных образцов в сфере военной техники и технологии на пять лет замораживается производство вооружений с целью экономики дорогостоящих ресурсов, за исключением запасных частей и изделий на экспорт, а также небольших партий продукции сохранения технологической готовности на будущее;
  2. заработная плата персоналу оборонных предприятий выплачивается  в полном размере даже за ничегонеделание, причем на уровне, обеспечивающем достойное существование квалифицированного специалиста. Кроме того, персонал оборонки получает возможность иметь вторую зарплату за счет эффекта конверсии. Такая неординарная мера необходима для сохранения коллективов наиболее квалифицированных специалистов страны –ее надежды на будуще6е:;
  3. на предприятия ВПК формируются и осуществляются программы внедрения новейших технологий на основе накопленных невостребованных научно-технических разработок. В этом отношении Россия накопила просто фантастический потенциал, но «пятая колонна» совместно с научной бюрократией препятствует его использованию, проводя политику внедрения только зарубежной техники и нелегальной продажи российских изобретений другим странам, где они вылеживаются до поры модернизации оборудования, не ранее, чем оно себя окупит, после чего применяются сначала за рубежом, а уже потом, ряд лет спустя, ввозятся в нашу страну в качестве новейших зарубежных достижений;
  4. пятилетнее (но не более) замораживание производства новых вооружений для российской армии. Это не ослабит обороноспособность страны, так как сейчас она упирается не в технику (ее сверхдостаточно), а в  человеческий фактор. При этом необходимо существенно повысить материальное обеспечение военнослужащих. Всем увольняемым в запас офицерам должно быть предоставлено право перейти на работу в систему правоохранительных органов. Не менее половины конфискованных у преступного мира ценностей должно передаваться тем, кто ведет против него борьбу.

Информация о работе Антикризисная политика государства