Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:23, контрольная работа
Международный опыт показывает, что развитие инфраструктуры – один из ключевых факторов ускорения экономического роста, повышения производительности труда и выравнивания социально-экономических возможностей граждан. В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой крупные инфраструктурные проекты все чаще осуществляются на основе сложных схем государственно-частного партнерства.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Антикризисная программа Канады…………………………………….3
2. Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г…………………………8
3. Заключение……………………………………………………………..…12
Источники
Содержание
Введение…………………………………………………
1.
Антикризисная программа
2.
Прогнозы роста экономики
3.
Заключение……………………………………………………
Источники
ВВЕДЕНИЕ
Международный опыт показывает, что развитие инфраструктуры – один из ключевых факторов ускорения экономического роста, повышения производительности труда и выравнивания социально-экономических возможностей граждан. В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой крупные инфраструктурные проекты все чаще осуществляются на основе сложных схем государственно-частного партнерства. Глобальный финансовый и экономический кризис существенно осложнил условия реализации инфраструктурных проектов, тем не менее, во многих странах им уделена важная роль в программах антикризисных мер, намеченных на 2009-2010 гг.
Важный
аспект глобального финансово-
В предшествующий период в большинстве
стран активно шли процессы приватизации
и дерегулирования, сокращались масштабы
государственного сектора и ослаблялась
регламентация частнопредпринимательской
деятельности, снижалась доля государственных
расходов по отношению к ВВП. Однако в
условиях глобального финансово-экономического
кризиса эти процессы временно развернуты
в обратном направлении. Временный характер
чрезвычайных антикризисных программ
подчеркивается на всех международных
экономических саммитах, но момент перехода
к их свертыванию пока не определен.
На цели стимулирования экономики в Канаде в 2009–2010 гг. было направлено порядка 65 млрд. долл., или более 4% ВВП. Согласно данным ОЭСР, по абсолютным масштабам прямых и косвенных расходов на антикризисные меры Канада заняла 4-е место (после США, Германии и Японии) среди развитых рыночных стран.
В экономические программы 2009–2010 гг. правительство Канады включило широкий круг мер по противодействию рецессии и поддержке экономического роста в начале посткризисного периода, в их числе: облегчение условий кредитования и снижение налоговой нагрузки для крупного и малого бизнеса, целевая помощь некоторым отраслям реального сектора, выделение крупных ассигнований на инфраструктурные проекты, временные налоговые льготы с целью стимулирования потребительских расходов, увеличение расходов на профессиональную подготовку и помощь семьям с детьми.
План действий был основан на трех принципах: срочность, адресная поддержка, временный характер большинства мер. Все компоненты антикризисной программы начали действовать вскоре после ее утверждения парламентом в конце января 2009 г. Целевая поддержка была направлена тем секторам экономики и группам населения, которые испытывали наибольшие трудности в связи с рецессией. Программы стимулирования потребительских расходов были рассчитаны на 1–2 года и должны были прекращаться по мере восстановления роста экономики. Предполагалось, что начиная с 2011 г. главным приоритетом правительства должно стать последовательное сокращение бюджетного дефицита.
Однако с учетом экономических и политических реалий посткризисного периода федеральное правительство отчасти изменило первоначально намеченные приоритеты и планы. Неустойчивое восстановление глобальной экономики и сбой в темпах хозяйственного роста в середине 2010 г. послужили основанием для продления срока действия некоторых стимулирующих программ. В то же время разработка и реализация конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита откладывалась.
В общем объеме федеральных финансовых ресурсов, направленных на поддержку экономики в 2009–2010 гг., примерно половина средств была выделена на расходные программы, а остальная часть, соответственно, приходилась на налоговые стимулы. Центральное место среди расходных мер заняли различного рода инфраструктурные проекты, большинство из которых осуществляются при долевом участии провинций и (или) муниципалитетов и с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Канадским компаниям предоставлен целый ряд налоговых льгот: на период до конца 2011 г. существенно увеличены налоговые скидки в связи с приобретением всех видов промышленного оборудования и введено 100-процентное списание затрат на покупку компьютеров; для компаний нефтегазового сектора введены льготы, позволяющие списывать из налогооблагаемых сумм затраты на изыскательские работы (пока без фиксации срока действия).
В качестве постоянной меры правительство Канады в 2009 г. отменило импортные пошлины на некоторые виды промышленного оборудования. В марте 2010 г. список товаров производственного назначения (включая машины и оборудование), которые будут постепенно в течение 5-летнего периода освобождаться от уплаты импортных пошлин, был существенно расширен. По заявлению главы министерства финансов, в «двадцатке» Канада вскоре станет первой страной, «практически устранившей пошлины на ввоз товаров, используемых производителями промышленной продукции. В результате должны существенно сократиться издержки и “документооборот” компаний обрабатывающих отраслей, что со временем должно привести к снижению цен для конечных потребителей».
Все эти меры наверняка сыграли важную роль в том, что объемы частных инвестиций в машины и оборудование с конца 2009 г. стали быстро расти. Во 2–4 кварталах 2010 г. они увеличивались примерно на 30% ежеквартально.
Поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно проведенным в феврале 2011 г. опросам членов Канадской федерации независимого бизнеса примерно две трети владельцев предприятий малого и среднего бизнеса считали одной из главных проблем рост издержек на энергию, сырье и продовольственные товары. Столько же опрошенных указывали на большие проблемы и затраты, связанные с «избыточной регулятивной нагрузкой» и повышением с января 2011 г. взносов на страхование по безработице. Помимо перечисленных выше мер общего характера федеральное правительство оказало поддержку некоторым отдельным отраслям.
Поддержка населения и стимулирование потребительских расходов во время и после рецессии были тесно взаимоувязаны и осуществлялись в основном с использованием налоговых инструментов общего и целевого назначения.
Адресные налоговые льготы, рассчитанные на период до 1 февраля 2010 г., были предназначены для стимулирования приобретения жилья и расходов на реконструкцию/ремонт жилых помещений. Наряду с этим правительство выделило 2 млрд. долл. в расчете на два года на строительство недорогих квартир («социального» найма) для малообеспеченных и престарелых граждан, инвалидов, аборигенного населения.
Меры социальной поддержки работников в период рецессии сводились главным образом к удлинению сроков выплаты пособий по безработице, а также значительному увеличению ассигнований на программы профессионального обучения и повышения квалификации как уволенных, так и сохранивших занятость работников.
Современные правила выплаты пособий в Канаде таковы, что их получают менее 40% безработных. До конца 1990-х гг. пособия получали примерно 80%, с тех пор уровень возмещения утраченного заработка снизился с 75 до 55%. Единственное условие, которое было изменено в период кризиса – максимальный срок выплат увеличен с 45 до 50 недель.
В условиях рецессии инфраструктурные проекты составили основу расходных программ федерального Плана поддержки экономики на период 2009–2011 гг. При выделении льготных займов провинциям и муниципалитетам правительство выдвигало требование обязательно рассматривать возможность реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.
На конец сентября 2010 г. с момента запуска Плана поддержки экономики (февраль 2009 г.) федеральное правительство выделило на цели реализации инфраструктурных проектов более 15,5 млрд. долл. Еще около 7,5 млрд. долл. было привлечено на уровне региональных бюджетов и муниципальных образований. Таким образом, в целом со стороны государства было обеспечено без малого 23 млрд. долл. За счет привлечения частных инвесторов общая сумма средств, вложенных в строительство и модернизацию инфраструктурных объектов, достигла почти 33 млрд. долл.
Всего в процессе реализации в 2009–2011 гг. находилось около 8000 проектов. Примерно 2000 их них связаны со строительством и модернизацией дорог и мостов, развитием городского общественного транспорта и систем водоснабжения, канализации и водоочистки. Более 3500 осуществлялись в целях строительства и реконструкции социального жилья для малообеспеченных граждан и аборигенного населения (индейцев и инуитов, проживающих на северных территориях).
В целом, по результатам опросов общественного мнения, федеральная программа модернизации инфраструктуры в рамках антикризисного плана была признана весьма результативной (такую оценку дали ей региональные и муниципальные власти, экспертные организации и граждане).
Еще в момент утверждения антикризисного плана в начале 2009 г. было признано, что после окончания рецессии главной задачей правительства должны стать возврат федеральных расходов к «нормальному» уровню и ликвидация дефицита бюджета, образовавшегося в связи с затратами на поддержку экономики при сократившемся притоке налоговых поступлений.
В результате рецессии и больших затрат на антикризисные меры, впервые после 12-летнего перерыва образовался дисбаланс между доходами и расходами федерального правительства. В абсолютном выражении выросли самые крупные в истории страны дефициты: более 55 млрд. долл. в 2009 фин. г. и более 45 млрд. в 2010.
В финансово-экономическом плане эта страна – самая децентрализованная в мире федерация. На центральное правительство здесь в последние два десятилетия приходится менее 40% совокупных государственных расходов, а на провинции в сумме – более 60%. Во время рецессии бюджеты почти всех провинций стали дефицитными. Поэтому с учетом положения в субъектах федерации общая картина состояния государственных финансов в Канаде выглядит не так благополучно, как на центральном уровне. По оценкам Международного валютного фонда, в 2010 г. совокупный дефицит всех уровней власти достиг в Канаде 5,9%. Однако по сравнению с другими развитыми странами дисбаланс между совокупными доходами и расходами всех уровней власти здесь все равно остается существенно ниже средних показателей – 8,8% в 2009 г. и 7,9% в 2010 г.
С учетом восстановления хозяйственного роста после рецессии и принятия некоторых мер бюджетной экономии большинство провинций Канады (за исключением Онтарио) планирует ликвидировать дисбалансы между доходами и расходами к 2014–2015 гг. Федеральное правительство намечало восстановить профицитность бюджета в те же сроки. Однако принятые в 2010 и начале 2011 г. решения и планы в сфере бюджетной и налоговой политики заставляют многих авторитетных экспертов сомневаться в реальности намеченного.
2. Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г.
На рубеже 2010 и 2011 гг. прогнозы правительства и частных аналитиков на двухлетнюю перспективу менялись в сторону более оптимистичных. Однако из-за событий в Ливии и других странах арабского мира усилились опасения, что рост мировой экономики вновь затормозится из-за скачка цен на энергоносители.
В любом случае предполагается, что факторы, определяющие динамику хозяйственного развития в Канаде в 2011–2012 гг., будут во многом иными, чем те, что действовали в начале посткризисного периода. В 2009–2010 гг. главными движущими силами экономического роста были масштабные меры бюджетного и налогового стимулирования и сравнительно высокий уровень потребительских расходов и инвестиций в жилищном секторе, что поддерживалось антикризисными мерами. В минувшем году также стали восстанавливаться объемы экспорта в связи с динамичным ростом спроса и цен на мировых рынках сырья и энергоресурсов. При этом важнейший для экономики Канады фактор взаимодействия с экономикой США до середины 2010 г. чаще служил тормозом, нежели стимулом для подъема деловой активности. Ситуация в этом плане стала меняться в конце прошлого года, и на 2011–2012 гг. прогнозы строятся с расчетом уверенного роста американской экономики, поддерживаемого стимулирующими мерами.