Антикризисное управление в работах российских и зарубежных авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание

Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребованный в условиях современной России. В нашей стране класс профессиональных управленцев только формируется, и антикризисное управление, которое по утверждению экспертов является "чистым видом управления", находится на переднем плане этого зарождения.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по антикриз управлению.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

     2. Направления   работы    по    достижению    целей    предприятия 
(основные составляющие экономической стратегии):

  • поиск новых рынков;
  • разработка новой продукции;
  • обеспечение высокого качества товаров;
  • улучшение сервиса;
  • разработка и внедрение новых технологий;
  • приобретение и рациональное использование природных ресурсов;
  • обеспечение роста производства;
  • эффективное продвижение товара на рынке;
  • обеспечение роста прибыли в плановом периоде.

    3. Основные вопросы разработки экономической стратегии:

    а) в области маркетинга:

  • сегмент  рынка,   на  котором  должны   быть   сконцентрированы 
    усилия;  ассортимент и качество продукции;
  • распределение ресурсов на стадии продаж;
  • ценовая политика;

    б) в области производства:

  • необходимый уровень производства;
  • покупка комплектующих или их собственное производство;
  • срок запасов материальных ресурсов;
  • политика набора или обучения персонала;

    в) в области финансов:

  • объем текущих и капитальных затрат;
  • сроки и направления инвестиций;
  • источники финансирования;

    г) в области инновационной деятельности:

  • направления исследований;
  • сроки и характер проведения изменений в продукции.

    4. Основные этапы разработки стратегии:

     а) анализ результатов деятельности предприятия  за определенный статистически значимый период, как правило, продолжительностью, равной периоду действия стратегии (это дает возможность определить приоритеты в развитии);

    б) анализ портфеля продукции, который включает:

  • определение ориентации товарной массы на потребителя (позиционирование выпускаемой продукции);
  • определение конкурентоспособности продукции по качеству, издержкам, сервису;
  • определение уровня рентабельности по каждому виду продукции;
  • прогнозирование объема выпуска продукции на основе вероятностного подхода;

      в) выработка     концепции     организационных     изменений     на 
предприятии;

     г) определение и оценка альтернативных вариантов, а также последствий принимаемых стратегических решений.

    5. Условия действенности стратегии:

  • охват всех сфер деятельности предприятия;
  • согласованность с внешними обстоятельствами;
  • согласованность с ресурсными возможностями;
  • учет миссии предприятия;
  • практичность и реализуемость решений.

    6. Стратегические принципы:

  • не нарушать сложившегося на предприятии равновесия;
  • планировать изменения;
  • уделять главное внимание инновациям;
  • каждый день создавать условия для будущей деятельности.

      Основные  трудности, возникающие перед руководителями предприятия при разработке и  реализации стратегии, сводятся к следующему.

  1. Изменение стратегии может разрушить сложившийся на предприятии тип взаимоотношений и вызвать противодействие, т.е. конфликт корпоративной культуры.
  2. Применение новых способов достижения выживаемости на рынке 
    может вызвать увеличение затрат, связанных с освоением новой продукции и не учтенных ранее в экономической стратегии.

      3) Недостаточно глубокий анализ  внешней и внутренней среды  предприятия может усилить негативные последствия неверных стратегических решений.

      Преодоление данных трудностей облегчается, если организовать деятельность по стратегическому планированию согласно определенным правилам с учетом следующих условий.

  1. Необходимо опираться на высококвалифицированный персонал, 
    поскольку выработка стратегических решений требует высокопрофессиональных кадров.
  2. План реализации стратегии во времени должен обеспечивать 
    высокие темпы работы и ритмичность. Четко определив стратегические 
    цели, следует энергично приступать к реформам. Важен выбор темпа. 
    Нельзя идти слишком быстро или слишком медленно. Взяв темп, необходимо выдерживать его до определенного рубежа.
  3. Большое значение имеет обеспечение высокой корпоративной 
    культуры изменений, которую можно определить правилом: последовательность плюс доверие равны экономической уверенности.
  4. Существенным моментом в управлении реализацией стратегии, 
    налаживании процесса достижения цели является мотивация персонала. 
    Достижение высокой активности персонала и высокого качества работы 
    обеспечивает реализация правила: хорошо делают то, что хорошо вознаграждается.
  5. Неопределенность, в которой проводится стратегия, порождает 
    множество новых непредвиденных вопросов, являющихся причиной групповых конфликтов. Важно конструктивно решать возникающие конфликты. Для этого нужно придерживаться следующей эффективной линии поведения: когда давление со стороны коллег или групп особых интересов достигает крайней степени, побольше задавать вопросов. Такое поведение обеспечивает    результативность    процесса    осуществления стратегии перестройки предприятия.

     Выявлению тенденций при выработке экономической  стратегии  предприятия способствует применение следующих методов:

  • классификация по характерным признакам;
  • составление двухмерных матриц;
  • метод логического квадрата.
 

      2.2 Типы экономических стратегий с точки зрения экономического роста 

      В экономической литературе широко применяется классификация стратегий с точки зрения экономического роста. Группировка стратегий по данному критерию такова:

  1. стратегия концентрированного роста предполагает совершенствование или выпуск новой продукции, а также поиск возможностей улучшения положения предприятия на существующем рынке или перехода на новый рынок;
  2. стратегия интегрированного роста обеспечивает экономический 
    рост за счет приобретения собственности, а также создания новых производственных структур.

      При осуществлении этих двух стратегий изменяется положение предприятия внутри отрасли;

  1. стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, 
    если предприятие не может развиваться дальше на данном рынке сданным 
    товаром в рамках данной отрасли;
  2. стратегия сокращения производства или стратегия ликвидации 
    реализуется, когда предприятие нуждается it перегруппировке сил, структурной перестройке или ликвидации.

      Основной  идеей механизма банкротства  является ликвидация низкорентабельных  производств. Стратегия ликвидации представляет собой процесс полного сворачивания производства, когда предприятие не может в дальнейшем вести бизнес.

      При анализе деятельности предприятия, оценке перспектив возникновения кризисных  состояний важно рассмотреть  качественное соотношение данных четырех типов стратегий.

      Итак, одна из качественных составляющих развития — сокращение производства или стратегия  ликвидации. Чаще всего данная стратегия  распространяется на отдельные товары или производства и, по сути, неразрывно связана с реструктуризацией  предприятия. Это понятие будем отождествлять с процессом освобождения предприятия от низкорентабельных производств и создания потенциала для ускоренного развития перспективных, обеспечивающих реализацию одной из трех рассмотренных ранее стратегий.

     В чистом виде сворачивание (ликвидация) применяется крайне редко. Процессы сворачивания и роста предприятия в рыночной системе хозяйствования взаимосвязаны и взаимозависимы. Такое управление можно представить как целенаправленное комбинирование четырех стратегий, выполняемое менеджером для обеспечения стабильного развития. Отметим, что искусство менеджмента и заключается в составлении такой композиции в соответствии с изменениями внешней среды, прогнозом их развития (маркетингом), а также управленческими возможностями предприятия. Ошибочность оценки подобных процессов, недостаточная искусность менеджера ведут к неуправляемости процесса стабильного развития и хаотичному развитию ликвидационных процессов, превалированию стратегии сворачивания над стратегией развития, результатом чего является банкротство. Другими словами, банкротство в терминах рассмотренных стратегий — это увеличение в деятельности предприятия удельного веса стратегии ликвидации за счет сокращения сферы действия стратегии развития.

      Представляя управление предприятием как процесс целенаправленного перевода социально-экономической системы в желаемое состояние, определим это состояние в координатах «развитие — сворачивание».

      Состояние 1 — активное развитие: борьба за положение в новом секторе рынка, активное поведение на рынке, успех в конкурентной борьбе за своего потребителя. Это состояние характеризуется высоким удельным весом стратегии развития и низким удельным весом стратегии сворачивания.

      Состояние 2 — стабильное развитие: устойчивое положение на рынке. Стратегия развития согласована со стратегией сворачивания, т.е. расширение высокорентабельных производств происходит параллельно и скоординированно со сворачиванием низкорентабельных производств.

      Состояние 3 — реструктуризация: перегруппировка финансовых, материальных, технологических и управленческих ресурсов, их концентрации на перспективных рынках, углубленной работе с потребителем и переходе к новому товарному ряду. Иными словами, в этом состоянии создается потенциал для активного поведения на рынке, описываемого состоянием 1. Цели и направления реструктуризации определяются маркетинговыми исследованиями, с одной стороны, и задачами стратегического менеджмента — с другой. В этом состоянии превалирует стратегия сворачивания, а стратегия развития характеризуется низким удельным весом.

      Состояние 4 — банкротство: неуправляемые процессы потери позиций на рынке, разрыв отношений с потребителем, резкое ухудшение сбыта, недостаток средств на освоение новых направлений деятельности (венчурных проектов). Это состояние характеризуется резким увеличением доли стратегии сворачивания при одновременном сокращении до нуля доли стратегии развития, т.е. все процессы, определяющие деятельность предприятия, перестают быть активными, протекают вяло или останавливаются.

      Проведенный анализ состояния предприятия позволяет сформулировать основную задачу антикризисного управления. Это организация стабильного процесса последовательной смены состояний 1—2—3—1. Сложность управления определяется воздействием внешней среды, с учетом которого необходимо обеспечить стабильность данного процесса. Особенностями внешней среды в системе рыночного хозяйствования являются:

  • взаимосвязанность ее факторов, влияющих на деятельность организации;
  • сложность и количество факторов, на которые организация должна 
    реагировать (их вариантность);
  • подвижность среды, которая понимается как скорость, с которой 
    происходит ее изменение;
  • неопределенность, которая рассматривается как функция количества информации о конкретном факторе, которой располагает предприятие, а также степень уверенности в ней.

      Стабильность  одного из трех состояний предприятия  обеспечивает менеджер посредством  грамотно выбранных и последовательно  реализуемых стратегий менеджмента  и, в частности, маркетинга. Поддержание  устойчивого баланса процессов управления является необходимым условием осуществления стратегии продукта — товара и в конечном итоге успешности поведения на рынке. Задача менеджера осложняется тем, что недостатки в ситуационной оценке факторов, недостижение баланса указанных процессов могут вызвать «скоротечный» неуправляемый переход каждого из состояний 1 —3 в состояние 4 — банкротство. Особого внимания и профессионализма требует управление переходом из состояния стабильного развития в состояние реструктуризации. Решение о формах и способах перевода предприятия в состояние 3 менеджер принимает в условиях неопределенности, следовательно, вероятность оказаться в состоянии банкротства очень высока. Такое название позволяет выделить эту стратегию из четырех стратегий, рассмотренных выше и отличающихся больше «техническим» содержанием.

  1. Если инициативность менеджеров, их предприимчивость составляет основную движущую силу, обеспечивающую выживание предприятия на рынке, то упорядочивает их деятельность, делает ее результативной определенный набор принципов работы над стратегией.

      При этом опыт работы фирм в странах  с развитой рыночной экономикой, по мнению западных исследователей, указывает  на следующие направления формирования эффективных стратегий.

Информация о работе Антикризисное управление в работах российских и зарубежных авторов