Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:12, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - раскрыть сущность антикризисного управления. На основании поставленной цели сформированы следующие задачи: освоить суть антикризисного управления, изучить методы вывода организации из кризисного состояния и выработать способность к принятию оптимальных решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска.
Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Антикризисное управление направлено на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.
Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации - применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов.
Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития.
Цель данной контрольной работы - раскрыть сущность антикризисного управления. На основании поставленной цели сформированы следующие задачи: освоить суть антикризисного управления, изучить методы вывода организации из кризисного состояния и выработать способность к принятию оптимальных решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска.
Технология антикризисного
управления включает в себя ряд последовательных
шагов по реализации механизма воздействия
на систему с целью
1. Причины возникновения кризиса
Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.
В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержки малого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии.
Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают свою положительную динамику, и способность добиваться соразмерной прибыли.
Кризисы в организации могут проявляться: в форме ужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому антикризисное управление, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности.
Ранее благополучные
предприятия оказываются в
Рассмотрим некоторые причины, препятствующие выполнению стратегических целей организации:
- падение величины
спроса на товары фирмы,
- ухудшение параметров
факторов производства: сокращение
предложения сырьевых и
- ужесточение
конкурентной борьбы на фоне
снижения конкурентного
- неблагоприятные
изменения деятельности
- случайные явления:
расположение фирмы в регионе,
подверженном стихийным
- ухудшение технических
ресурсов фирмы: износ средств
технологического оснащения (
- ослабление
кадрового потенциала: работники
ориентированы на применение
командно-административных
- финансовая
политика характеризуется
2. Проблематика антикризисного управления
Как уже указывалось, опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда есть риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов. Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.
Антикризисное
управление - это управление, определенным
образом предвидящее опасность
кризиса, предусматривающее анализ
его симптомов, меры по снижению отрицательных
последствий кризиса и
Возможность антикризисного
управления определяется в первую очередь
человеческим фактором, потенциалом
активного и решительного поведения
человека в условиях кризиса, его
заинтересованностью в
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.
Необходимость
антикризисного управления обусловлена
также и целями развития. Например,
возникновение кризисных
3. Сущность антикризисного управления
Управление осуществляется
в социально-экономической
Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.
Любое управление
в определенной мере должно быть антикризисным
или становится таковым по мере вступления
организации в полосу кризисного
развития. Игнорирование этого положения
имеет отрицательные
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в
определенной мере можно
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных
знаний, опыта и искусства;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела
управляемыми;
- управление
процессами выхода из кризиса
способно ускорять эти
Кризисы различны,
и управление ими также может
быть различным. Это многообразие проявляется
в системе и процессах
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
- гибкость и
адаптивность, которые чаще всего
присущи матричным системам
- склонность
к усилению неформального
- диверсификация
управления, поиск наиболее приемлемых
типологических признаков
- снижение централизма
для обеспечения
- усиление интеграционных
процессов, позволяющих
Антикризисное управление имеет особенности и в плане его технологий:
- мобильность
и динамичность в
- осуществление
программно-целевых подходов в
технологиях разработки и
- повышенная
чувствительность к фактору
- усиление внимания
к предварительным и
- использование
антикризисного критерия
Заключение
Любая организация,
начиная с момента своего возникновения,
сталкивается с целым рядом проблем,
которые могут спровоцировать острый
кризис, сопровождающийся резким ухудшением
показателей деятельности: ликвидности,
платежеспособности, рентабельности,
оборачиваемости оборотных