Автор работы: Коля Иванов, 10 Декабря 2010 в 16:15, лекция
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое - критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.
Макиавелли (Маккиавелли, Macchiavelli), Никколо ди-Бернардо, знаменитый итальянский политич. писатель, 1469 – 1527, 1494 госуд. секретарь флорентинск. республики, по возвращении фамилии Медичи в 1512 выслан. Всемирную известность доставило ему соч. "О Государе" ("Il Principe"). М. видел спасение Италии только в неогранич. власти государя, разрешая для ее укрепления все средства и не стесняясь требованиями нравственности и справедливости, ни интересами церкви и благополучием подданных. Система беспринципной политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название маккиавеллизма. Книга М., выпукло изобразившая господствовавшую тогда и в основе сохранившуюся до сих пор систему династической политики, имела колоссальный успех. О ней создалась обширная литература (от Дидро и Руссо до Маколея, Гервинуса и Ранке).
Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, - 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой "Философия, доказанная ощущениями" в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями К., был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему, при покровительстве кардинала Ришельё, удалось опубликовать часть своих сочинений.
Из произведений К. выделяются: "Atheismus triumphatus" (Побежденный атеизм) и особенно "Civitas solis" (Государство солнца, 1623; СПБ., 1907, 2-е изд., 1918). Первое сочинение послужило оружием против К. Его противники утверждали, что он боролся против атеистов лишь для виду. В "Государстве солнца" К. проповедует общность имущества, он противник частной собственности в отношении не только средств производства, но и средств личного потребления, "ибо частная собственность возникает и развивается лишь благодаря тому, что каждый из нас имеет собственный дом, жену и детей". К. впервые выдвигает идею общественного воспитания детей по экспериментальному методу. Он проводит идею четырехчасового рабочего дня для мужчин и женщин).
О времени
Утопия К. явилась следствием тяжелого кризиса и общего упадка, в котором находилась в конце XVI и начале XVII в. экономика Италии. С одной стороны, это обусловливалось раздробленностью Италии на ряд областей и независимых городов, затруднявшей дальнейшее развитие капитализма, с другой - перенесением центра всей мировой экономики со Средиземного моря на Атлантический океан. Итальянский торговый капитал оказался отодвинутым от мировых путей и начал хиреть. На первое место выдвинулся столь ненавистный К. испанский капитализм, к-рый уже частично подчинил себе Италию.
В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки ("магическому знанию"), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учёно-жреческой касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.
Книга "Город Солнца" возникла не случайно, как пытаются представить
современные католические исследователи, она находится в полном соответствии
со всей духовной и политической жизнью автора, который на собственном опыте
познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает
возможной, исходя из
моральных установок
Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник. Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами воины и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством.
Главная же причина всех бедствий - социальное неравенство, существование богатства и нищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом.
Разумное устройство Солнечного Града есть не сто иное, как выражение разумности и соответствия природе того социального строя, который установлен в государстве соляриев: " у них все общее", в Городе Солнца упразднена частная собственность - основа социального неравенства: "Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми - потому, что у них есть все, бедными - потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им".
Участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себя рабочей силой.
Всеобщий труд - залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают "от недостаточной работы".
Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. "Всего у них изобилие, -- гласит перевод с латинского, -- потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны".
Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении.
В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование
всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский сенат,
состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные
вопросы мирным путем.
Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является
продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд
внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных
элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании
народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном
управлении.
Литературное оформление "Города Солнца" весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов и авторов эпохи Возрождения форму диалога, Кампанелла не смог этой формы должным образом использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены - в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа - сухой, абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение "Город Солнца" не может.
Его успехи влияние были обусловлены, очевидно, другими его качествами. Ни литературный талант автора, а формулированные им с большой четкостью принципы привлекали к "Городу Солнца" интерес и вызывали его широкое распространение во всех странах Западной Европы - можно сказать, вопреки его форме. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан - таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили "Городу Солнца" пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей. Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений - исключая трудовое воспитание - Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.
Энгельс относит "Город Солнца" уже к утопическому коммунизму. Но все-таки это не очень точно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма.
Но можно и считать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлинную общечеловеческую широту.
"Город
Солнца" представляет в истории
гуманизма утопическо-
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их
социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное
течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они
развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.
Мы говорим
о них как о
капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своих систем.