Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:52, научная работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Введение
Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений
Заключение
Список литературы
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Научная
работа
по дисциплине «Антикризисное управление»
на
тему: «Финансовый кризис
и малые предприятия:
проблемы и решения»
Выполнила студентка: 3 курса
Морозова Александра Георгиевна
Группа
3ЭЗЭ1
Содержание:
1.
Введение
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
рост доли экономически активного населения;
создание новых рабочих мест;
трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;
ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.
В настоящее время
предпринимательство нуждается
в серьезной государственной
поддержке. Содействие малому бизнесу
должны оказывать как государственные
органы власти, так и общественные
организации самих
Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования
малых предприятий является для России
очень актуальной.
2. Финансовый
кризис и малые предприятия:
проблемы и решения
Малый бизнес до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По предварительным итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса страдают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.
Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП1, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Например: Предприниматели - матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых не позволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачивать необходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.
Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.
Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики.
Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Наблюдается тенденция увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателей друг к другу.
Итак, кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ
специфики кризисных явлений
и специфики малого бизнеса позволяет
выделить следующие проблемные и
уязвимые точки субъектов малого
предпринимательства (Табл.4).
Таблица 4
Проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) | Проблемные точки |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг | отсутствие
доступа к банковскому |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты
МП, действующие в сфере |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле | повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию |
Субъекты
МП, действующие в сфере |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта | снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу | снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства | отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП | административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность исследуемого предприятия должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
В первую очередь, необходимо максимально сократить затраты. Как не прискорбно, но основной резерв находится в точке личного потребления и нерационального использования трудовых ресурсов.
Как показала практика, рядовому предприятию в провинции особой поддержки от кого-либо из громко обещающих и обнадеживающих, ждать неразумно. Здесь нужно самим искать способы выжить.
В
связи с развитием Интернет-
Виртуальный офис, например, который предлагает одна известная в сети компания, позволяет сотрудникам работать из своего дома. Преимущества очевидны: нет необходимости нести затраты на реальный офис.
Стоит обратить особое внимание на создание Интернет-магазина. Это окажет заметный эффект в конкурентной борьбе.
Расходы
на рекламу можно сократить
Информация о работе Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения