Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Содержание

Введение

Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения

Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Научная работа.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

     ИНСТИТУТ  ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 
 
 

Научная работа 

по  дисциплине «Антикризисное управление»

на  тему: «Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка: 3 курса

     Морозова  Александра Георгиевна

     Группа 3ЭЗЭ1 
 

     Содержание: 

    1. Введение
 
    1. Финансовый  кризис и малые  предприятия: проблемы и решения
 
    1. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных  явлений
 
    1. Заключение
 
    1. Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

     Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

     Развитие  малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

     формирование  среднего класса;

     рост  доли экономически активного населения;

     создание  новых рабочих мест;

     трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;

     разработка  и внедрение технологических, технических  и организационных новшеств;

     косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;

     ликвидация  монополий производителей, создание конкурентной среды;

     мобилизация и эффективное использование  материальных, финансовых и природных  ресурсов;

     улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

     В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые  меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое  протекает замедленно и противоречиво.

     В настоящее время  предпринимательство нуждается  в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу  должны оказывать как государственные  органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

     Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное  регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

     В развитых странах  давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

     Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения 

     Малый бизнес до недавнего времени был  одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По предварительным итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса страдают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

     Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП1, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Например: Предприниматели - матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых не позволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачивать необходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.

     Теневые издержки бизнеса на преодоление  административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.

     Спасаясь  от административного давления и  кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса  составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики.

     Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Наблюдается тенденция увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателей друг к другу.

     Итак, кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего  «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или  полностью прекратить свою легальную  хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

     Анализ  специфики кризисных явлений  и специфики малого бизнеса позволяет  выделить следующие проблемные и  уязвимые точки субъектов малого предпринимательства (Табл.4).  

     Таблица 4

     Проблемные  и уязвимые точки  субъектов малого предпринимательства

         Категория субъектов малого предпринимательства (МП)      Проблемные  точки
         Субъекты  МП, которые активно используют заемные  средства для производства, оказания услуг      отсутствие  доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения  условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
         Субъекты  МП, производящие продукцию для средних  и крупных предприятий      снижение  спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
         Субъекты  МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги      снижение  спроса на услуги, риск неплатежей
         Субъекты  МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)      снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как  материалы могли быть закуплены  по высоким ценам начала – середины года
         Субъекты  МП, действующие в оптовой и розничной торговле      повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе  – снижение спроса на продукцию
         Субъекты  МП, действующие в сфере общественного  питания и ресторанном бизнесе      снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
         Субъекты  МП, оказывающие услуги в сфере  транспорта      снижение  спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных  предприятий
         Субъекты  МП, работающие по государственному и муниципальному заказу      снижение  объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г., повышение  конкуренции за государственный  и муниципальный заказ
         Субъекты  МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства      отсутствие  финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
         Все субъекты МП      административное  давление на бизнес, увеличение числа  проверок, снижение оборачиваемости  капитала, увольнение наемных работников
 

     Основные  существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства  все-таки носят финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным  услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

     3. Меры, направленные  на снижение воздействия  кризисных явлений

 

     Для решения указанных проблем и  предотвращения негативного влияния  кризисных явлений на деятельность исследуемого предприятия должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

     В первую очередь, необходимо максимально  сократить затраты. Как не прискорбно, но основной резерв находится в точке личного потребления и нерационального использования трудовых ресурсов.

     Как показала практика, рядовому предприятию  в провинции особой поддержки  от кого-либо из громко обещающих и  обнадеживающих, ждать неразумно. Здесь  нужно самим искать способы выжить.

     В связи с развитием Интернет-торговли и виртуальных офисов можно порекомендовать  рассмотреть именно это направление  развития.

     Виртуальный офис, например, который предлагает одна известная в сети компания, позволяет сотрудникам работать из своего дома. Преимущества очевидны: нет необходимости нести затраты на реальный офис.

     Стоит обратить особое внимание на создание Интернет-магазина. Это окажет заметный эффект в конкурентной борьбе.

     Расходы на рекламу можно сократить значительно, путем контекстной рекламы в Интернете.

Информация о работе Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения