Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:57, курсовая работа
Финансовый кризис – это глубокое расстройство государственной финансовой, денежной системы, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения, инфляции.
Введение 3
1. Влияние мирового финансового кризиса на страны ЕС и его последствия 4
1.1. Возникновение кризиса 4
1.2. Экономические последствия. Глобальная рецессия 7
1.3. Политэкономические и геополитические последствия 8
2. Решение проблем в странах ЕС 10
2.1. Методы разрешения кризисов 10
2.2. Способы решения проблем, возникших в результате МФК 11
Заключение 17
Список использованных источников 18
Оглавление
Введение
Финансовый кризис – это глубокое расстройство государственной финансовой, денежной системы, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения, инфляции.
Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального кризиса находится американская финансовая система.
Мировой финансовый кризис 2008 года — экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
1. Влияние мирового финансового
кризиса на страны ЕС и его
последствия
1.1. Возникновение
кризиса
Возникновение кризиса, связывают со следующими факторами:
Результаты
финансового кризиса
Во Франции начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Société Générale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд евро. 18 января 2008 года операции объявили мошенническими и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках. В Дании спад ВВП составил 0,6 % в первом квартале 2008 года. Эстония показала спад 0,9 % во втором квартале после 0,5 % в первом, в результате страну поглотила рецессия. В Латвии падение на 0,2 % во втором квартале после 0,3 % в первом, в результате также произошла рецессия. Швеция показала нулевой рост во втором квартале. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1 % во втором квартале.
В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 % в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992 г. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8 % в мае по сравнению с предыдущим годом. Объем розничных продаж упал на 0,6 % в июне по сравнению с маем и на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырех самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объем экономики еврозоны уменьшился на 0,2 процента. Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5 %, это был рекордный спад с 1983 года. Однако Центральный статистический офис Ирландии сообщил о росте ВНП около 0,8 %, в Ирландии правительство считает ВНП более точным признаком определения состояния экономики. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5 %, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошел в рецессию.
Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось рефинансировать задолженность в 5,1 млрд евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20 процентов. В регионе Кастилия — Ла-Манча все еще не проданы приблизительно 69 % всех зданий, построенных за прошлые три года. Deutsche Bank ожидает 35-процентное падение цен на недвижимость в Испании к 2011. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок. Хотя Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы в стране увеличился на 425,000 за последний год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет.
В
Германии розничные продажи упали
на 1,4 % в июне 2008 года; во втором квартале
германская экономика показала спад
на 0,5 процента.
В Италии Fiat объявил о закрытии заводов
и временных увольнениях на заводах в
Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская
экономика сократилась на 0,3 % во втором
квартале 2008 г. В Нидерландах объём промышленного
производства в мае упал на 6 %. Другие члены
еврозоны встретили спад в их экономике
во втором квартале: французская экономика
сократилась на 0,3 %; экономика Финляндии
снизилась на 0,2 %; в Нидерландах показала
нулевой рост во втором квартале.
28 сентября, нидерландско-бельгийский банк Fortis был частично национализирован с наличным вливанием от стран Бенилюкса, составляющих €11,2 миллиардов. В июне, компания объявила о распродаже со скидкой активов, чтобы получить €5 миллиардов, для улучшения ликвидности организации. Однако, этого оказалось недостаточно.
9 октября 2008 года министр финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands hf на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвертом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвертом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.
В
начале декабря 2008 года Статистическое
управление Евросоюза сообщило, что
ВВП еврозоны в третьем квартале
2008 года снизился на 0,2
%, как и в предыдущем квартале: европейская
экономика вошла в период рецессии впервые
за 15 лет.
1.2. Экономические
последствия. Глобальная
Опубликованный 13 ноября 2008 года экономический обзор Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатировал, что развитые экономики мира вступили в рецессию. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагало, что рецессия будет самой суровой со Второй мировой войны, и впервые развитый мир вступает в неё синхронно. 25 ноября 2008 года сообщалось, что, согласно расчётам Министерства экономического развития России, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в России в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.
В
половине ноября 2008 года угроза скорой
дефляции в развитых странах стала
темой экономических обозрений
и анализа. В начале декабря 2008 года
ректор Академии народного хозяйства
при правительстве РФ Владимир Мау утверждал:
«В условиях нынешнего кризиса вполне
мыслима ситуация сочетания дефляции
в одной части мира и стагфляции в другой.
мир может столкнуться с двумя параллельно
разворачивающимися моделями кризиса,
требующими противоположных подходов.
Борьба с дефляцией в западном мире будет
выталкивать инфляцию во внешний для него
мир, в развивающиеся экономики. А последние,
повторяя западные подходы к борьбе с
кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции».
1.3. Политэкономические
и геополитические последствия
Возможные
последствия кризиса 2008 года для
процесса глобализации: «Как переживет
кризис глобализация, которая зависит
от продолжения либеральной
Американский финансист Джордж Сорос в Die Welt от 14 октября 2008 года предрекал относительное ослабление экономики и упадок США и возвышение Китая. По его мнению, китайцам через какое-то время будет принадлежать большая часть мира, поскольку они переведут свои долларовые резервы и вклады в США в настоящие активы. Это изменит расстановку сил. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет в результате совершённых Америкой за последние 25 лет грехов.
В интервью российскому журналу The New Times от 18 ноября 2008 года профессор международной политической экономики Университета Джона Хопкинса философ Фрэнсис Фукуяма сказал: это не конец капитализма. Я думаю, это конец «рейганизма». У Рейгана было несколько идей, одна из которых состояла в том, чтобы сократить налоги, но траты оставить на прежнем уровне: считалось, что это приведёт к экономическому росту. И привело, но это же породило и множество проблем. Другая идея состояла в дерегуляции, в том числе и в дерегуляции финансовых рынков. И именно здесь таились самые крупные ошибки, эти идеи необходимо в корне пересмотреть. Именно сейчас у американской политической системы появилась возможность рассматривать новые пути и новые идеи. в последние два месяца, когда разворачивался кризис, доллар на самом деле укреплялся. Почему? Потому что в условиях ухудшающейся ситуации в экономиках многих стран инвесторы тем не менее полагают, что Соединённые Штаты лучше всего сохранят их сбережения. Я думаю, что вероятность того, что США потеряют позицию мирового экономического лидера, очень мала».
После того, как руководители четырех ведущих стран Евросоюза не смогли прийти к соглашению об общем стабилизационном фонде, большинство европейских правительств стали принимать собственные меры по спасению финансовых институтов. Некоторые попытки уже сейчас можно назвать успешными, некоторые оказались обречены на провал.
2. Решение проблем в странах
ЕС
Главы
четырех европейских стран «
На встрече глав Великобритании, Франции, Италии и Германии, посвященной единому ответу ЕС на финансовый кризис, Меркель подчеркнула, что меры каждой страны ЕС по спасению банков не должны вступать в противоречие с правилами добросовестной конкуренции между европейскими финансовыми учреждениями. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, в свою очередь, отметил, что намерен гарантировать безопасность сбережений граждан, а также сохранить их доверие к банковской системе, которая должна, по его словам, продолжать поддерживать экономику.
Негативные
последствия финансового
2.1. Методы разрешения
кризисов
При
рассмотрении мер антикризисной политики
необходимо дифференцировать этапы сдерживания
и разрешения системной реструктуризации.
На этапе сдерживания финансовый кризис
продолжает развертываться, при этом правительство,
как правило, проводит политику, направленную
на восстановление общественного доверия
с целью минимизации последствий кризиса
в реальном секторе экономики при потере
уверенности среди вкладчиков и инвесторов
в финансовой системе страны. Этап разрешения
включает фактическую финансовую и, в
меньшей степени, операционную реструктуризацию
учреждений и корпораций. В то же время
меры, предпринимаемые государством, разделяются
на немедленные - на этапе сдерживания,
и долгосрочные, направленные на разрешения
кризиса. Немедленные меры часто являются
частью долгосрочных мер государственной
политики. Неудачно выбранные меры сдерживания
подрывают потенциал успешного разрешения
финансового кризиса в долгосрочной перспективе.