Формирование института банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:48, контрольная работа

Описание

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России особо важное значение имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

Содержание

Введение 3
1. Сравнительная характеристика законодательных актов РФ, регулирующих процедуру банкротства 4
2. Общая характеристика современного
института банкротства 10
2.1 Понятие банкротства 11
2.2 Причины банкротства 13
2.3 Процедуры банкротства 16
Заключение 21
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

готов.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

       26 октября 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.1 Понятие банкротства

       Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)»..

       Согласно  ст. 3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

       Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

       1) неспособность должника удовлетворить  в полном объеме требования  кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться  по долгам со всеми кредиторами;

       2) неспособность должника уплатить  обязательные платежи - налоги, сборы  и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

       3) состояние неплатежеспособности  должника трансформируется в  несостоятельность (банкротство)  только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

       В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

       - размер денежных обязательств, в  том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги, суммы  займа с учетом процентов, подлежащих  уплате должником, размер задолженности,  возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

       - размер обязательных платежей  без учета установленных законодательством  РФ штрафов (пеней) и иных  финансовых санкций.

       При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

       В соответствии со ст. 7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

       3.2 Причины банкротства

       Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

       Как показывает практика, причины задолженности  часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных  министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

       К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный  рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие  изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

       Не  менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

       К субъективным причинам банкротства, относящимся  непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

       - неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

       - снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

       - снижение объемов производства;

       - снижение качества и цены продукции;

       - неоправданно высокие затраты;

       - низкая рентабельность продукции;

       - слишком большой цикл производства;

       - большие долги, взаимные неплатежи;

       - слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

       - разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

       В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.3 Процедуры банкротства

       В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры  банкротства. Закон определяет (ст. 27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

       наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

       финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

       внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

       конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

       мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

       Особое  внимание в Законе №127-ФЗ уделено  новой процедуре банкротства - финансовому  оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

       Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом  №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным  судом могут:

       1) должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

       2) учредители (участники) должника;

       3) орган, уполномоченный собственником  имущества должника - унитарного  предприятия;

       4) третье лицо или третьи лица.

       В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении  о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

       На  основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается  в следующем:

       1) требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей, срок исполнения  которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом №127-ФЗ;

       2) отменяются ранее принятые меры  по обеспечению требований кредиторов;

       3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

       4) приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

       5) запрещается удовлетворение требований  учредителя (участника) должника  о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

       6) запрещается выплата дивидендов  и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам;

       7) не допускается прекращение денежных  обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

       8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты  и иные финансовые санкции  за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

       9) наступление иных правовых последствий  финансового оздоровления в соответствии  с Законом №127-ФЗ.

       В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

Информация о работе Формирование института банкротства в России