Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:28, контрольная работа

Описание

Предприятие с позиции менеджмента -- объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (рис. 1). С по­зиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэко­номический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это отно­сится к той части семейного потребления, которая идет на воспита­ние нового поколения.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование кризисных.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:

    разделить функции бюджетной системы и деятельность ее орга­низационных структур в части формирования доходов и обеспе­чения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формиро­ванию доходов и отдельно — по финансированию расходов бюджетных организаций;

    поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Рос­сийской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;

    ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

    пресечь практику неограниченных заимствований на бесплат­ной и безвозвратной основе средств фондов социального страхова­ния, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

    сбалансировать распределение налогового бремени между от­раслями

    поставить политику смещения налоговой нагрузки с предпри­ятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

    преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господст­вующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить цено­вые диспаритеты, в результате которых значительная часть произ­водства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие разви­вать производство. Они функционируют в основном в режиме прос­того и суженного воспроизводства.

Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высо­кие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаро­производителей, сколько разросшейся сферой посредников и непо­мерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в оте­чественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в США они составляют не более 30%.

С названными выше тесно связана проблема крайне незначи­тельного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкуренто­способности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует созда­ния материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни­какой другой институт не в состоянии добиться необходимой опти­мизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырь­евой направленности экспорта.

До последнего времени политика государства сводилась к следу­ющему. Предполагалось, что промышленная политика в 1999 г. и в период до 2001 г. будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной эко­номики производств, поддержки и развития современных эффек­тивных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Такая политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако у государства таких возможностей нет. Другого способа поддержки и развития совре­менных эффективных и конкурентоспособных производств просто не существует. Тем не менее государство выступает за дальнейшее сокращение и свертывание неэффективных производств. Причем это делается несмотря на то, что во многих отраслях производство уже сократилось в несколько раз. Динамику этого процесса иллюст­рируют данные таблицы 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции, в %

 

Промышленная и сельскохозяйственная продукция

1990 г.

1996 г.

Чугун

94

70

Сталь

94

68

Готовый прокат

92

65

Металлорежущие станки

81

18

Кузнечно-прессовое оборудование

83

7,8

Тракторы

81

10

Древесно-стружечные плиты

92

39

Целлюлоза

88

52

Сборные железобетонные конструкции и изделия

78

24

Хлопчатобумажные ткани (суровьё)

91

24

Обувь

87

18

Мясо

76

25

Цельномолочная продукция

76

24

Плодоовощные консервы

72

15


 

С одной стороны, среди простаивающих мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса.

С другой стороны, производственные мощности металлургии, тек­стильной, химической, пищевой промышленности СССР в период 1986—1990 гг. в значительной мере были укомплектованы импорт­ным оборудованием и могли выпускать конкурентоспособную про­дукцию (таблица 2).

Таблица 2

Удельный вес импорта оборудования, в % от общего объема его поставок в отрасли

 

Импортное оборудование

Годы

1986

1987

1988

1989

1990

Прокатное

44,5

54,1

53,1

51,3

45,3

Для пищевой промышленности

46,7

41,5

40,6

39,4

51,4

Для текстильной промышленности

53,1

57,5

56,6

57,8

68,3

Для химической промышленности

49,9

47,3

54,8

61,4

63,3


 

Однако произошло иначе. Когда эти мощности стали бездейст­вовать, часть персонала переквалифицировалась и в результате лишилась профессиональных навыков. Утрачен был и оборотный капитал. Поэтому процесс реанимации потребует серьезных орга­низационных усилий и времени. По расчетам ученых Института экономики РАН, эффект реанимации может составить за период 1998-2001 гг. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатыва­ющей промышленности (в среднем 7% в год). По промышленности в целом, с учетом позитивного влияния данного эффекта на добыва­ющую промышленность, — не менее 6% в год в среднем (табл. 3.3).

Таблица  3

Возможное увеличение использования

простаивающих производственных мощностей

 

Отрасли

Возможный прирост использования мощностей, %

Черная металлургия

12-14

Цветная металлургия

15-17

Машиностроение

 

30-32

 

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

 

20-22

Промышленность стройматериалов

37-44

Легкая промышленность

35-50

Пищевая промышленность

 

20-25

 


 

В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей озна­чает увеличение занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в стране. Незагруженные мощности не только являются важнейшим фактором экономического роста на начальном этапе выхода экономики из кризиса, но и важнейшей предпосылкой последующей значительной активизации инвестици­онной деятельности.

С учетом сказанного, государственное регулирование в этой об­ласти сводится к активной промышленной политике, основу кото­рой составляют следующие принципы:

       обеспечение учета интересов всех участников ее осуществле­ния;

       социально-экономическая направленность;

       сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

       создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;

       адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

       система договорных отношений и конкурсная основа для участ­ников процесса преобразований в промышленности;

       обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;

       широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

       развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое™.

Падение престижа науки ускорило отставание в применении новых технологий и наукоемкой продукции, обернулось неконкурентоспо­собностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. За 1991 — 1996 гг. физический объем продукции добыва­ющей промышленности сократился на 33%, а в обрабатывающей -на 56%, легкой промышленности -- на 85%, пищевой -- на 42%. Продукция машиностроения упала на 62%, и том числе производство персональных ЭВМ -- в 2,6 раза, телевизоров — в 15 раз, видео-магнитофонов — в 70 раз, стиральных машин — в 7 раз, холодиль­ников — в 3,5 раза. (Российский статистический ежегодник. Гос­комстат РФ. М., 1997. С. 330, 358, 359). Из этих отраслей произошел и самый значительный отток рабочих.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций