Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель работы: Кризисы в системе государственного регулирования.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить роль государства в антикризисном управлении;
• Раскрыть аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций;
• Рассмотреть нормативно-законодательную деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций;
• Проанализировать финансовое регулирование в кризисных ситуациях;
• Выявить государственное регулирование процессов санации экономики.
Введение. 3
1. Государственное регулирование кризисных ситуаций. 5
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 5
1.2 Роль государства в антикризисном управлении. 13
2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 20
2.1. Нормативно-законодательная деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций. 20
2.2 Финансовое регулирование в кризисных ситуациях. 22
2.3. Государственное регулирование процессов санации экономики. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы. 32
25
Введение. | 3 |
1. Государственное регулирование кризисных ситуаций. | 5 |
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. | 5 |
1.2 Роль государства в антикризисном управлении. | 13 |
2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. | 20 |
2.1. Нормативно-законодательная деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций. | 20 |
2.2 Финансовое регулирование в кризисных ситуациях. | 22 |
2.3. Государственное регулирование процессов санации экономики. | 28 |
Заключение. | 31 |
Список используемой литературы. | 32 |
Содержание.
Введение.
Актуальность темы.
Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).
Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.
Цель работы: Кризисы в системе государственного регулирования.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Изучить роль государства в антикризисном управлении;
Раскрыть аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций;
Рассмотреть нормативно-законодательную деятельность государственного регулирования кризисных ситуаций;
Проанализировать финансовое регулирование в кризисных ситуациях;
Выявить государственное регулирование процессов санации экономики.
Предметом курсовой работы является государственное регулирование.
Объектом курсовой работы является организации и кризисные ситуации в ней.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрываются теоретическое обоснование государственного регулирования кризисных ситуаций. Во второй главе раскрывается виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
Источниковая база работы состоит из 3 групп источников: Первая группа включает нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации. Вторая группа научно-экономическая литература: учебные пособия, учебники, Захарова В.Я. Круглова Н.Ю, Маренков Н.Л. Чумак В.Г. Короткова Э.М. Третья группа Интернет ресурсы: www.webkursovik.ru, www.lib.rus.ec, www.consultant.ru
1. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение — непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.
Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (Схема № 1). С позиции акционера деятельность предприятия связана, прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.
Схема №1.
Основные операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента.
Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.
В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.
Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки.
Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и, наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции.
С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:
• кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;
• циклический кризис. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;
• структурный (большой) кризис. Любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом;
• кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;
• кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм — форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация
• производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это си туация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.
Известный французский экономист Робер Буайе в своей типологии кризисов указывает на их четыре типа: кризис 1-го типа «нарушение характера», 2-го — «частичное нарушение в системе регуляции», 3-го — «кризис системы регуляции» и 4-го — «кризис режима накопления и системы регуляции». Применительно к этой типологии из указанных выше кризисов кризис «внешнего шока» будет относиться к 1-му типу, циклический и структурный - ко 2-му, а перечисленные далее соответственно к 3-му и 4-му. Взаимосвязь институциональных форм, режима накопления, механизмов регуляции и кризисов показана на схеме, воспроизведенной из книги Р. Буайе «Теория регуляции» (Схема №.2).
Схема №2
Взаимосвязь различных категорий.
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.
В дальнейшем изложении мы будем исходить из следующею рабочего определения: регулирование — это функция управлении, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
Требует определенного переосмысления понятие «экономическая эффективность». Экономическая эффективность определяется комплексом понятий, а именно:
• эффективность производства, означающая, что достигается такое сочетание ресурсов, которое обеспечивает максимальный выпуск при данном объеме затрат. Это эффективность в понимании инженера-технолога. Например, нужно построить здание школы в соответствии с заданными стандартами, с минимальными потерями бетона и при минимальных простоях либо выбрать производственные технологии с учетом цен на ресурсы. Такой подход к эффективности помогает объяснить тот факт, что у нас в стране, где уровень заработной платы низок, строительство представляет собой процесс трудоемкий, а в Германии — капиталоемкий;
• эффективность структуры продукции, т. е. производство товаров в оптимальном сочетании. Тот факт, что здание школы может быть построено с низкими затратами, сам по себе не служит основанием для его строительства. Возможно, что те же ресурсы, затраченные, например, на строительство больницы, обернутся большим благом для местного населения. Та же земля может быть отведена под спортивную площадку или зону отдыха, а за счет средств, сэкономленных благодаря отказу от строительства школы, могут быть снижены налоги, что позволит гражданам израсходовать свои деньги в других сферах потребления по своему желанию;
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций