Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:43, контрольная работа
Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (рис. 1). С позиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.
Переход национальной экономики к режиму устойчивого экономического роста требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся решающим фактором.
Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:
Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить ценовые диспаритеты, в результате которых значительная часть производства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство. Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства.
Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в отечественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в США они составляют не более 30%.
С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.
Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.
До последнего времени политика государства сводилась к следующему. Предполагалось, что промышленная политика в 1999 г. и в период до 2001 г. будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Такая политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако у государства таких возможностей нет. Другого способа поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств просто не существует. Тем не менее государство выступает за дальнейшее сокращение и свертывание неэффективных производств. Причем это делается несмотря на то, что во многих отраслях производство уже сократилось в несколько раз. Динамику этого процесса иллюстрируют данные таблицы 1.
Таблица 1 - Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции, в %
Промышленная и |
1990 г. |
1996 г. |
Чугун |
94 |
70 |
Сталь |
94 |
68 |
Готовый прокат |
92 |
65 |
Металлорежущие станки |
81 |
18 |
Кузнечно-прессовое |
83 |
7,8 |
Тракторы |
81 |
10 |
Древесно-стружечные плиты |
92 |
39 |
Целлюлоза |
88 |
52 |
Сборные железобетонные конструкции и изделия |
78 |
24 |
Хлопчатобумажные ткани (суровьё) |
91 |
24 |
Обувь |
87 |
18 |
Мясо |
76 |
25 |
Цельномолочная продукция |
76 |
24 |
Плодоовощные консервы |
72 |
15 |
С одной стороны, среди простаивающих мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса.
С другой стороны, производственные мощности металлургии, текстильной, химической, пищевой промышленности СССР в период 1986—1990 гг. в значительной мере были укомплектованы импортным оборудованием и могли выпускать конкурентоспособную продукцию (таблица 2).
Таблица 2 - Удельный вес импорта оборудования, в % от общего объема его поставок в отрасли
Импортное оборудование |
Годы | ||||
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 | |
Прокатное |
44,5 |
54,1 |
53,1 |
51,3 |
45,3 |
Для пищевой промышленности |
46,7 |
41,5 |
40,6 |
39,4 |
51,4 |
Для текстильной промышленности |
53,1 |
57,5 |
56,6 |
57,8 |
68,3 |
Для химической промышленности |
49,9 |
47,3 |
54,8 |
61,4 |
63,3 |
Однако произошло иначе.
Когда эти мощности стали бездействовать,
часть персонала
Таблица 3 - Возможное увеличение использования простаивающих производственных мощностей
Отрасли |
Возможный прирост использования мощностей, % |
Черная металлургия |
12-14 |
Цветная металлургия |
15-17 |
Машиностроение |
30-32 |
Деревообрабатывающая и |
20-22 |
Промышленность стройматериалов |
37-44 |
Легкая промышленность |
35-50 |
Пищевая промышленность |
20-25 |
В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в стране. Незагруженные мощности не только являются важнейшим фактором экономического роста на начальном этапе выхода экономики из кризиса, но и важнейшей предпосылкой последующей значительной активизации инвестиционной деятельности.
С учетом сказанного, государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое™.
Падение престижа науки
ускорило отставание в применении новых
технологий и наукоемкой продукции,
обернулось неконкурентоспособностью
большинства товаров и услуг,
резким снижением объемов
Анализ работы предприятий различных форм собственности и отраслей показывает, что самые низкие показатели хозяйственной деятельности имеют предприятия федеральной собственности. Так, на этих предприятиях в промышленности, строительстве, на транспорте и особенно в торговле было произведено продукции и выполнено работ в расчете на одного работника в 2-3 раза меньше, чем на предприятиях других форм собственности.
Обобщение и осмысление
специфических моделей
Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится Завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций