Экономи в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:54, контрольная работа

Описание

Во все времена политика оказывала и сегодня оказывает огромное воздействие на жизнь людей, государств и народов, так как она коренится в самой природе человека как существа социального, способного полноценно жить и развиваться лишь в обществе, лишь во взаимодействии с другими людьми.
Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов различных групп населения, их участие в политической жизни. Политические знания - это часть общей культуры человечества.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии и социологии.docx

— 35.98 Кб (Скачать документ)

  Политическое  поведение подразделяется на два  основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так  называемую политическую иммобильность.

  Под политическим действием понимается часть социального  действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом  являются индивиды, большие и малые  социальные группы, организации. Форма  и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые  действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное  изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип  политической организации общества.

  Политическое  поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда  процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное  и традиционно обусловленное, что  в значительной степени связано  с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение - действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

  Разнообразной может быть и степень политического  действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством  от политики», до крайнего политического  радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также  его правомерные, отклоняющиеся  и экстремистские формы

  К правомерным  относятся те формы политического  поведения, которые связаны с  действиями и поступками, не противоречащими  нормам и принципам данного общественно-политического  строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения  между личностью и государством, личностью и обществом. Можно  сказать, что это нормальное поведение.

  Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.

  К экстремистским формам политического поведения  относятся такие, как несанкционированные  или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению  его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних  взглядов и методов при решении  политических проблем, достижении своих  политических целей.

  Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие  граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах  государственной власти, в особенности  на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать  чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее -- это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

  В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан  чувства сопричастности к общегосударственным  делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни. 

Психологические составляющие политического  поведения

  Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему «стимул-реакция» промежуточные факторы, некое «среднее звено», которым может быть установка, мотив, убеждение или ценность, принадлежащая либо отдельному индивиду, либо группе. Поведение - это функция и от ситуации, складывающейся в окружающей актеров среде, и от тех психологических предиспозиций, которые они привносят в ситуацию. А это означает, что никакую форму политического поведения нельзя напрямую объяснить только как результат воздействия политических стимулов. За исключением, может быть, самых простых проявлений политической активности, предпринятых ради выживания, все остальные акции опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей. 

Основные  элементы политического  поведения

  Политические  психологи, исследующие поведение  человека, будь это лидер или обычный  гражданин, индивидуальный участник либо массовый субъект политики, исходят  из того, что для понимания самого феномена политического поведения  необходимо видеть его как причинно-обусловленный  и направленный на достижение определенных целей. В политической психологии существуют различные схемы объяснения истоков  политического поведения. Одной из наиболее популярных является пятичленная «карта изучения личности в политике», предложенная М.Б. Смитом и несколько усовершенствованная Ф. Гринстайном.

  Макросоциальная и политическая система формируют  непосредственные предпосылки политического  поведения. Одновременно аспекты непосредственного  социального и политического  окружения с детства и до сегодняшнего момента формирующие личность, определяют те элементы личностной структуры (оценивающие  объект, посредничающие в отношениях с другими людьми, обусловливающие  эго-защиту, установки), которые непосредственно  направлены на поведение.

  Есть и иные схемы, объясняющие причинную зависимость  факторов воздействующих на поведение, подчеркивающие, в частности, наличие  не только условий, контекста поведения, но и цели, на достижение которой оно направлено. Независимо от теоретических разногласий, разные авторы тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:

  • внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения; 
• потребности индивида или группы, участвующей в деятельности; 
• мотивы, которыми руководствуется субъект; 
• установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта; 
• личностные особенности роли, стиля принятия решений; стиля межличностных отношений; когнитивный стиль; 
• собственно действия и поступки; 
• обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

  Если не вдаваться  в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности  и мотивы), то мы увидим, что поведение  начинается с тех стимулов, которые  посылает субъекту политического поведения  внешняя среда. И сама политическая система, и ее отдельные институты  предъявляют определенные требования к поведению граждан. Так, в одних  условиях от них ожидается высокая  активность, в других, даже если это  требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы. Как можно  расценить, например, циркулирующие  в «коридорах власти» слухи об отмене выборов незадолго до них? Это негативный стимул для и без того не слишком настроенных на участие людей. Стимулами для политического поведения могут служить и общий политический контекст, и конкретные события.

  Следует также  учитывать и роль группового климата, воздействие ближайшего окружения  на принятие человеком решения о  том или ином политическом действии. Так, решение баллотироваться в  депутаты Думы разные кандидаты принимают  под воздействием разных стимулов: для одних необходимо получить депутатскую  неприкосновенность, для других важно  перебраться из провинции в Москву, для третьих - решающую роль сыграли  экономические стимулы. Возможно определенное число политиков стремилось принести пользу обществу и ими двигали побуждения типа «если не я, то кто».

  Так же как и  политиков, обычных граждан стимулируют  к политическому поведению разнообразные  воздействия среды, среди которых  есть и общие для всех, и - сугубо личные. Но все эти внешние для человека воздействия не работают автоматически. Они дают эффект, только будучи пропущенными через внутренний мир личности. 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

  1.Политология.  Учебник для Вузов.  С.В. Решетников. Мн.: «ТетраСистемс» - 2000

  2.Политология.  Курс лекций. Под  ред. В.А. Бобкова Мн.: «Интерпрессервис», «Экоперспектива» - 2003

  3.Политология.  Учебник для Вузов.  В.А. Мельник Мн.: «Высшая школа» - 1999

  4.Политология.  Учебное пособие. Н.П. Денисюк Мн.: «ТетраСистемс» - 1997

  5.Политология.  Справочник студента. Пугачев. М.: 1999

  6. Личность и политика. Шестопал Е.П. - М 2008 

Информация о работе Экономи в мире