Экономический кризис во франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:58, творческая работа

Описание

Франция, как и многие другие страны еврозоны, в последнее время столкнулась с замедлением темпов роста экономики и с угрозой снижения суверенного кредитного рейтинга, как это стало уже с США и Японией. Это привело бы к падению акций на европейских рынках и усугубило бы продолжающийся долговой кризис еврозоны.

Работа состоит из  1 файл

Во Франции.docx

— 65.43 Кб (Скачать документ)

    23 октября 2008 г. в Аргонэ (Верхняя Савойя) Николя Саркози изложил свои первые «антикризисные меры» для оздоровления реального сектора экономики:

    - Создание  Стратегического инвестиционного фонда для покупки государством миноритарных пакетов акций предприятий, имеющих стратегическое значение для французской экономики и сталкивающихся с серьезными экономическими трудностями. Общие средства Фонда, завершение формирования которого намечено на1 июля 2009 г. – 20 млрд евро (их должны выделить поровну государство и Касса депозитов). К концу апреля 2009 г. Фонд располагал суммой только 1 млрд евро и потратил 130 млн, однако уже получил около 80 заявок на привлечение средств от различных компаний.

    - Отмена  «профессионального налога» для  предприятий, осуществляющих инвестиции в 2009 г., что может содействовать поддержке деловой активности в стране и противодействовать переносу производств за границу, и адекватное возмещение недополученных средств департаментам и регионам (на сборы от этого налога приходится 50% их доходов). 

    4 декабря 2008 г. в  г. Дуэ (Север)  Саркози обнародовал План оживления экономики, который был одобрен парламентом в январе 2009 г. Стоимость Плана – 26 млрд евро, или 1,3% ВВП Франции. 

    Основные  статьи расходов Плана:

    - Прямые  инвестиции государства в экономику – 10,5 млрд евро. Это модернизация университетов, НИОКР, новые разработки оборонной промышленности и большие инфраструктурные проекты, в том числе строительство 4 новых сверхскоростных железных дорог и судоходного канала «Сена – Север Европы» в 2010—2014 гг.

    - Поддержка  автомобильной промышленности. 200 млн евро – на выплату компенсаций за утилизацию подержанных автомобилей в возрасте более 10 лет в размере 1000 евро (вместо предыдущих 300 евро); 1 млрд евро – государственная линия рефинансирования в банках для стимулирования покупки автомобилей частными лицами в кредит.

    - Досрочное  возмещение долгов государства  национальным предприятиям – 11,5 млрд евро (ускоренный возврат НДС, компенсаций затрат на инновации на производстве и т.д.). Поддержка государства – при условии обязательства компаний «не переносить производства за границу».

    - Меры  по поддержке занятости. 700 млн евро – стоимость налоговых изъятий, которые распространяются на малые предприятия, осуществляющие новые наймыв 2009 г.

    - Строительство  социального жилья – 1,8 млрд евро (строительство 70 тыс. новых домов и квартир и выкуп 30 тыс. строящихся домов и квартир у частных девелоперов).

    - Новое  специальное пособие наименее  обеспеченным семьям – 760 млн евро (по 200 евро, для 3,8 млн малообеспеченных семей). 

    План  преследует как краткосрочные цели (поддержка замедлившегося инвестирования в экономику и наименее обеспеченных категорий населения), так и долгосрочные (модернизация инфраструктуры, которая будет содействовать будущему росту экономики). 75% предусмотренных по плану расходов должны быть осуществлены в 2009 г., причем, без учета налоговых изъятий, стоимость непосредственных денежных вливаний государства в экономику оценивается только в 10 млрд евро (финансирование более 1000 различных проектов).

    В целом, французский план по «спасению экономики» выглядит намного скромнее, чем аналогичные планы в других странах Запада: США (787 млрд долларов) или Германии (50 млрд евро).

    В Париже продемонстрировали крайне сдержанный и консервативный подход. Саркози не исключил принятие более крупномасштабного плана, однако только в случае дальнейшего существенного ухудшения экономических показателей страны. 

    5 февраля 2009 г. президент Франции выступил с общенациональным телеобращением об экономической политике правительства Франции в условиях всемирного кризиса.

      Во-первых, Н. Саркози заверил,  что «реформы будут продолжены  в прежнем ритме». Имелась в виду прежде всего запланированная на 2009 г. частичная отмена «профессионального налога» на предприятия.

    Во-вторых, глава государства пообещал принять дополнительные меры социальной защиты населения.

    В-третьих, Н. Саркози вновь обратился к публике со своими ставшими уже традиционными призывами о необходимости «морального очищения» капитализма (неоднократно звучат начиная

со времен президентской  кампании 2006—2007 гг.) и осудил «систему оплаты так называемых «трейдеров», этих молодых людей, которые играли в спекуляции, что привело к известной нам катастрофе».

    В целом, как отметил еженедельник «Пуэн», реакция французской общественности на выступление президента не была наполнена большим энтузиазмом. 

    Новые меры социального  характера были согласованы 18 февраля 2009 г. На «Социальном саммите» с участием организаций профсоюзов, работодателей и правительства, в том числе: 

    - Введение  ряда новых пособий, выплат  и льгот для самых незащищенных категорий населения, в том числе увеличение на 15% зарплаты частично занятым, единоразовое пособие в 500 евро лицам, которые станут безработными после 1 апреля, единоразовое школьное пособие в 150 евро в 2009 г. и др.;

    - Ограничение  выплаты бонусов для руководителей  предприятий, прибегающих к увольнениям;

    - Призыв  к банкам согласиться на отсрочки  по выплатам кредитов физических лиц, являющихся частично безработными. 

    9 февраля 2009 г. Николя Саркози утвердил План поддержки автомобильной промышленности в объеме 6,5 млрд евро: по 3 млрд евро компаниям «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено», 500 млн евро – «Рено Тракс» (филиал «Вольво»). Необходимо отметить, что помощь выделена государством не безвозмездно, а в качестве 5-летней ссуды под 6% под ответные обязательства автопроизводителей не прибегать к увольнениям персонала в 2009 г.; не закрывать заводы и «все сделать для того, чтобы избегать увольнений» в течение 5 лет. Также для поддержки программ модернизации национальной автомобильной промышленности создан Фонд модернизации автомобильного оборудования в размере 600 млн евро (200 млн евро из Стратегического инвестиционного фонда и по 200 млн евро из автомобильных компаний «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено»).

    Автомобильная промышленность имеет важнейшее значение для экономики Франции, в ней занято 10% самодеятельного населения страны.

    Ранее Н. Саркози выступил с критикой планов французского автопроизводителя (возможно, имелась в виду «Пежо») перенести производство в Чехию, что вызвало негативную реакцию чешского руководства, председательствующего в первой половине 2009 г. в ЕС.  

    Помимо  усилий на национальном уровне, Николя Саркози также принял активное участие в работе «антикризисных» встреч глав государств и правительств «Большой двадцатки» крупнейших экономик мира. 15 ноября 2008 г. на встрече в Вашингтоне был осужден принцип национального протекционизма, стороны обязались «воздерживаться от возведения новых барьеров» в области торговли и инвестиций в течение следующего года, однако не было принято никаких конкретных решений c целью оздоровления финансовой и экономической ситуации в мире. К тому же, как

выяснилось вскоре, к почти не завуалированному протекционизму своих национальных производителей стали прибегать едва ли не все страны «Двадцатки», включая саму Францию. 

    12 марта 2009 г. накануне проведения  очередного саммита «Двадцатки» в Лондоне Франция согласовала свои позиции с Германией на встрече Н. Саркози—А. Меркель в Берлине. Обе стороны договорились совместно отстаивать принципы большего регулирования всемирной экономики и требовать «введения санкций» против «налоговых оазисов», центров всемирных финансовых махинаций, перед лицом администрации Б. Обамы и правительства Г. Брауна, выступающих скорее за увеличение денежных вливаний ведущих государств мира в национальные экономики для борьбы с кризисом. 31 марта 2009 г. президент Франции «пригрозил», что не поедет в Лондон, если не будет гарантии достижения реальных «результатов», в частности, в борьбе с «налоговыми оазисами». В целом, это заявление Саркози выглядело скорее как блеф, рассчитанный на «внутреннее национальное пользование» как попытка восстановить свои вновь снизившиеся рейтинги в опросах общественного мнения.  

    2 апреля 2009 г., несмотря на решения увеличить финансирование МВФ, опубликовать список «налоговых оазисов» и ввести в будущем против них санкции, лидеры «Двадцатки», включая

французского  президента, вновь не договорились о каком-либо кардинальном пересмотре действующей системы международных финансовых и экономических отношений, приведшей к началу мирового кризиса.

    Итак, все антикризисные меры, предпринятые руководством Франции во главе с Н. Саркози в 2008—2009 гг., носят скорее осторожный характер и имеют также отчетливую социальную направленность. Свернуты запланированные ранее новые реформы либерального характера, однако не ставится под вопрос и реализация реформ, уже начатых с «докризисного» 2007 г. Вместе с тем, к настоящему времени усилия правительства по поддержке занятости не увенчались успехом: в марте 2009 г. число безработных во Франции выросло до 2,5 млн чел. (3,5 млн чел. вместе с частично занятыми). В то же время само правительство планирует увидеть позитивный эффект от антикризисных мер не ранее 2010 г. 

    Газета "Коммерсантъ", №31 (4086), 20.02.2009

    Первый  антикризисный план стоимостью €26 млрд, был направлен преимущественно на помощь крупнейшим национальным компаниям. Это возмутило многих французов, посчитавших, что власти радеют исключительно за интересы бизнеса. Согласно опросам, предшествовавшим обнародованию нынешнего плана, 60% населения выражало недовольство действиями правительства в условиях кризиса, а рейтинг Никола Саркози упал до отметки 36% — самой низкой с начала его президентства.

    В декабре 2009г. Был представлен Второй антикризисный план.

     

    Президент Франции Никола Саркози обнародовал  пакет мер по преодолению социальных последствий экономического кризиса. План экстренной помощи населению предусматривает  ассигнование на нужды безработных и малоимущих до €2,65 млрд. Впрочем, несмотря на то что данная программа станет одной из самых масштабных в ЕС, профсоюзы и левая оппозиция считают действия властей недостаточными. При этом господин Саркози выразил мнение о том, что во Франции с ее бюджетом социального обеспечения €550 млрд, или 31% от ВВП, "самая щедрая в мире сеть социальной безопасности".

    Главные пункты:

  • создание фонда по переподготовке кадров из числа тех, кто потерял работу. Половину из €3-миллиардных затрат фонда правительство пообещало взять на себя;
  • налоговые послабления для 4 млн семей;
  • повышение пособий по безработице и многодетным семьям;
  • единовременные выплаты €400-500 для некоторых категорий людей, потерявших работу.
 

    Безработных между тем во Франции уже в  прошлом октябре было более 2 млн, и, по данным министерства экономики, в этом году их ряды пополнят еще 282 тыс. человек.  

    Большинство из озвученных президентом Саркози  мер давно лоббировались профсоюзами, по призыву которых в конце  января во Франции прошла всеобщая антиправительственная забастовка. Дополнительное давление на Никола Саркози оказали и события в заморском департаменте Франции — на острове Гваделупа. После месяца мирных протестов против роста безработицы и высокого уровня жизни на этой неделе выступления островитян переросли в беспорядки, в ходе которых погиб один из профсоюзных лидеров и были ранены шесть полицейских. После этого в Париже стали всерьез опасаться, что события на Гваделупе могут подтолкнуть к ожесточенным протестам и материковую Францию, которая не раз доказывала, что бунтарство у нее в крови. К тому же главы основных профсоюзов страны, не дожидаясь итогов встречи с президентом, заранее объявили 19 марта днем новой всеобщей стачки.  

    Между тем на пути намеченных Францией мер  по спасению экономики может возникнуть ряд препятствий. В среду Еврокомиссия заявила, что может наложить вето на план господдержки французского автопрома  стоимостью €6 млрд, так как он может нарушить правила Евросоюза. В тот же день Еврокомиссия потребовала от Франции и еще пяти стран ЕС привести дефицит бюджета в соответствие со стандартом ЕС. В соответствии с этим стандартом дефицит не должен превышать 3% от ВВП страны, в то время как, по оценкам Брюсселя, во Франции он составит в этом году 5,4%. 
 

Особенности экономического кризиса  во Франции

    По  опубликованному 17 марта 2009 г. прогнозу Министерства экономики Франции, в 2009 г. ВВП Франции снизится на 1,5% (США – 1,9%, Германии 3%). Согласно более пессимистичному прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который был обнародован 30 марта 2009 г., ВВП Франции упадет на 3,3% в 2009 г. (США – 4%39, Германии – 5,3%40).

    Безработица во Франции вырастет в 2009 г. с 7,4% до 9,9% экономически активного населения (в США – с 5,8 до 9,1%42, в Германии – с 7,3% до 8,9%).

    Пока  что, по всем прогнозам, экономика Франции будет менее затронута кризисом в 2009 г., чем другие крупнейшие страны Запада. Как ни парадоксально, «амортизирующий эффект» имеют как раз те самые традиционные особенности социально-экономической модели страны, которые в более благоприятные времена скорее тормозили экономический рост и, соответственно, были объектом критики со стороны правых во главе с Саркози:

Информация о работе Экономический кризис во франции