Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:58, творческая работа
Франция, как и многие другие страны еврозоны, в последнее время столкнулась с замедлением темпов роста экономики и с угрозой снижения суверенного кредитного рейтинга, как это стало уже с США и Японией. Это привело бы к падению акций на европейских рынках и усугубило бы продолжающийся долговой кризис еврозоны.
23 октября 2008 г. в Аргонэ (Верхняя Савойя) Николя Саркози изложил свои первые «антикризисные меры» для оздоровления реального сектора экономики:
- Создание
Стратегического
- Отмена
«профессионального налога»
4
декабря 2008 г. в
г. Дуэ (Север)
Саркози обнародовал
План оживления экономики,
который был одобрен
парламентом в январе 2009
г. Стоимость Плана – 26
млрд евро, или 1,3% ВВП
Франции.
Основные статьи расходов Плана:
- Прямые
инвестиции государства в
- Поддержка автомобильной промышленности. 200 млн евро – на выплату компенсаций за утилизацию подержанных автомобилей в возрасте более 10 лет в размере 1000 евро (вместо предыдущих 300 евро); 1 млрд евро – государственная линия рефинансирования в банках для стимулирования покупки автомобилей частными лицами в кредит.
- Досрочное возмещение долгов государства национальным предприятиям – 11,5 млрд евро (ускоренный возврат НДС, компенсаций затрат на инновации на производстве и т.д.). Поддержка государства – при условии обязательства компаний «не переносить производства за границу».
- Меры по поддержке занятости. 700 млн евро – стоимость налоговых изъятий, которые распространяются на малые предприятия, осуществляющие новые наймыв 2009 г.
- Строительство социального жилья – 1,8 млрд евро (строительство 70 тыс. новых домов и квартир и выкуп 30 тыс. строящихся домов и квартир у частных девелоперов).
- Новое
специальное пособие наименее
обеспеченным семьям – 760 млн
евро (по 200 евро, для 3,8 млн малообеспеченных
семей).
План преследует как краткосрочные цели (поддержка замедлившегося инвестирования в экономику и наименее обеспеченных категорий населения), так и долгосрочные (модернизация инфраструктуры, которая будет содействовать будущему росту экономики). 75% предусмотренных по плану расходов должны быть осуществлены в 2009 г., причем, без учета налоговых изъятий, стоимость непосредственных денежных вливаний государства в экономику оценивается только в 10 млрд евро (финансирование более 1000 различных проектов).
В целом, французский план по «спасению экономики» выглядит намного скромнее, чем аналогичные планы в других странах Запада: США (787 млрд долларов) или Германии (50 млрд евро).
В
Париже продемонстрировали крайне сдержанный
и консервативный подход. Саркози не исключил
принятие более крупномасштабного плана,
однако только в случае дальнейшего существенного
ухудшения экономических показателей
страны.
5 февраля 2009 г. президент Франции выступил с общенациональным телеобращением об экономической политике правительства Франции в условиях всемирного кризиса.
Во-первых, Н. Саркози заверил, что «реформы будут продолжены в прежнем ритме». Имелась в виду прежде всего запланированная на 2009 г. частичная отмена «профессионального налога» на предприятия.
Во-вторых, глава государства пообещал принять дополнительные меры социальной защиты населения.
В-третьих, Н. Саркози вновь обратился к публике со своими ставшими уже традиционными призывами о необходимости «морального очищения» капитализма (неоднократно звучат начиная
со времен президентской кампании 2006—2007 гг.) и осудил «систему оплаты так называемых «трейдеров», этих молодых людей, которые играли в спекуляции, что привело к известной нам катастрофе».
В
целом, как отметил еженедельник
«Пуэн», реакция французской общественности
на выступление президента не была наполнена
большим энтузиазмом.
Новые
меры социального
характера были согласованы 18
февраля 2009 г. На «Социальном саммите»
с участием организаций профсоюзов, работодателей
и правительства, в том числе:
- Введение ряда новых пособий, выплат и льгот для самых незащищенных категорий населения, в том числе увеличение на 15% зарплаты частично занятым, единоразовое пособие в 500 евро лицам, которые станут безработными после 1 апреля, единоразовое школьное пособие в 150 евро в 2009 г. и др.;
- Ограничение
выплаты бонусов для
- Призыв
к банкам согласиться на
9 февраля 2009 г. Николя Саркози утвердил План поддержки автомобильной промышленности в объеме 6,5 млрд евро: по 3 млрд евро компаниям «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено», 500 млн евро – «Рено Тракс» (филиал «Вольво»). Необходимо отметить, что помощь выделена государством не безвозмездно, а в качестве 5-летней ссуды под 6% под ответные обязательства автопроизводителей не прибегать к увольнениям персонала в 2009 г.; не закрывать заводы и «все сделать для того, чтобы избегать увольнений» в течение 5 лет. Также для поддержки программ модернизации национальной автомобильной промышленности создан Фонд модернизации автомобильного оборудования в размере 600 млн евро (200 млн евро из Стратегического инвестиционного фонда и по 200 млн евро из автомобильных компаний «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено»).
Автомобильная промышленность имеет важнейшее значение для экономики Франции, в ней занято 10% самодеятельного населения страны.
Ранее
Н. Саркози выступил с критикой планов
французского автопроизводителя (возможно,
имелась в виду «Пежо») перенести производство
в Чехию, что вызвало негативную реакцию
чешского руководства, председательствующего
в первой половине 2009 г. в ЕС.
Помимо усилий на национальном уровне, Николя Саркози также принял активное участие в работе «антикризисных» встреч глав государств и правительств «Большой двадцатки» крупнейших экономик мира. 15 ноября 2008 г. на встрече в Вашингтоне был осужден принцип национального протекционизма, стороны обязались «воздерживаться от возведения новых барьеров» в области торговли и инвестиций в течение следующего года, однако не было принято никаких конкретных решений c целью оздоровления финансовой и экономической ситуации в мире. К тому же, как
выяснилось вскоре,
к почти не завуалированному протекционизму
своих национальных производителей стали
прибегать едва ли не все страны «Двадцатки»,
включая саму Францию.
12
марта 2009 г. накануне проведения
очередного саммита «Двадцатки» в Лондоне
Франция согласовала свои позиции с Германией
на встрече Н. Саркози—А. Меркель в Берлине.
Обе стороны договорились совместно отстаивать
принципы большего регулирования всемирной
экономики и требовать «введения санкций»
против «налоговых оазисов», центров всемирных
финансовых махинаций, перед лицом администрации
Б. Обамы и правительства Г. Брауна, выступающих
скорее за увеличение денежных вливаний
ведущих государств мира в национальные
экономики для борьбы с кризисом. 31 марта
2009 г. президент Франции «пригрозил», что
не поедет в Лондон, если не будет гарантии
достижения реальных «результатов», в
частности, в борьбе с «налоговыми оазисами».
В целом, это заявление Саркози выглядело
скорее как блеф, рассчитанный на «внутреннее
национальное пользование» как попытка
восстановить свои вновь снизившиеся
рейтинги в опросах общественного мнения.
2 апреля 2009 г., несмотря на решения увеличить финансирование МВФ, опубликовать список «налоговых оазисов» и ввести в будущем против них санкции, лидеры «Двадцатки», включая
французского президента, вновь не договорились о каком-либо кардинальном пересмотре действующей системы международных финансовых и экономических отношений, приведшей к началу мирового кризиса.
Итак,
все антикризисные меры, предпринятые
руководством Франции во главе с Н.
Саркози в 2008—2009 гг., носят скорее осторожный
характер и имеют также отчетливую социальную
направленность. Свернуты запланированные
ранее новые реформы либерального характера,
однако не ставится под вопрос и реализация
реформ, уже начатых с «докризисного»
2007 г. Вместе с тем, к настоящему времени
усилия правительства по поддержке занятости
не увенчались успехом: в марте 2009 г. число
безработных во Франции выросло до 2,5 млн
чел. (3,5 млн чел. вместе с частично занятыми).
В то же время само правительство планирует
увидеть позитивный эффект от антикризисных
мер не ранее 2010 г.
Газета "Коммерсантъ", №31 (4086), 20.02.2009
Первый антикризисный план стоимостью €26 млрд, был направлен преимущественно на помощь крупнейшим национальным компаниям. Это возмутило многих французов, посчитавших, что власти радеют исключительно за интересы бизнеса. Согласно опросам, предшествовавшим обнародованию нынешнего плана, 60% населения выражало недовольство действиями правительства в условиях кризиса, а рейтинг Никола Саркози упал до отметки 36% — самой низкой с начала его президентства.
В декабре 2009г. Был представлен Второй антикризисный план.
Президент Франции Никола Саркози обнародовал пакет мер по преодолению социальных последствий экономического кризиса. План экстренной помощи населению предусматривает ассигнование на нужды безработных и малоимущих до €2,65 млрд. Впрочем, несмотря на то что данная программа станет одной из самых масштабных в ЕС, профсоюзы и левая оппозиция считают действия властей недостаточными. При этом господин Саркози выразил мнение о том, что во Франции с ее бюджетом социального обеспечения €550 млрд, или 31% от ВВП, "самая щедрая в мире сеть социальной безопасности".
Главные пункты:
Безработных
между тем во Франции уже в
прошлом октябре было более 2 млн,
и, по данным министерства экономики, в
этом году их ряды пополнят еще 282 тыс.
человек.
Большинство
из озвученных президентом Саркози
мер давно лоббировались
Между
тем на пути намеченных Францией мер
по спасению экономики может возникнуть
ряд препятствий. В среду Еврокомиссия
заявила, что может наложить вето
на план господдержки французского автопрома
стоимостью €6 млрд, так как он может нарушить
правила Евросоюза. В тот же день Еврокомиссия
потребовала от Франции и еще пяти стран
ЕС привести дефицит бюджета в соответствие
со стандартом ЕС. В соответствии с этим
стандартом дефицит не должен превышать
3% от ВВП страны, в то время как, по оценкам
Брюсселя, во Франции он составит в этом
году 5,4%.
Особенности экономического кризиса во Франции
По опубликованному 17 марта 2009 г. прогнозу Министерства экономики Франции, в 2009 г. ВВП Франции снизится на 1,5% (США – 1,9%, Германии 3%). Согласно более пессимистичному прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который был обнародован 30 марта 2009 г., ВВП Франции упадет на 3,3% в 2009 г. (США – 4%39, Германии – 5,3%40).
Безработица во Франции вырастет в 2009 г. с 7,4% до 9,9% экономически активного населения (в США – с 5,8 до 9,1%42, в Германии – с 7,3% до 8,9%).
Пока что, по всем прогнозам, экономика Франции будет менее затронута кризисом в 2009 г., чем другие крупнейшие страны Запада. Как ни парадоксально, «амортизирующий эффект» имеют как раз те самые традиционные особенности социально-экономической модели страны, которые в более благоприятные времена скорее тормозили экономический рост и, соответственно, были объектом критики со стороны правых во главе с Саркози: