Венецианский
карнавал — это десять дней перед началом
Великого поста. На первый взгляд, немного,
но эти десять дней способны перевернуть
весь устоявшийся за год быт рядового
итальянца. И не только итальянца. На улицах
— огромное количество представлений:
старинные куклы на веревочках, артисты,
певцы и музыканты. И уже трудно отличить,
где профессионалы, а где гости праздника.
На голову летят конфетти, серпантин и
пластик из тюбиков, все хотят вволю повеселиться
на самом известном и феерическом карнавале
мира.
Грандиозный Венецианский карнавал начинает
свою историю с момента, когда о нем упоминает
в официальных документах Дож Витале Фалиеро (властитель города),
то есть с 1094 г. В 1296 г. Сенат Венецианской
Республики провозглашает праздничным
днем последний день перед Великим постом.
Таким образом, карнавал становится публичным
праздником.
В основе Венецианского карнавала лежит
все тот же языческий праздник римских
сатурналий. Уже тогда, в продолжение римских
традиций все его участники становятся
равны. Маска и карнавальный костюм, скрывая
подлинный облик своего владельца, позволяют
ему делать все что угодно, невзирая на
титулы и звания, а главное — нимало не
заботясь о последствиях такого поведения
для своей репутации.
Все венецианцы спешат на площадь Сан-Марко,
чтобы принять участие во всеобщем веселье
и посмотреть на представление. А посмотреть
есть на что: натренированные собаки сражаются
с быками, после чего на обагренную кровью
площадь высыпают акробаты, шуты и танцоры.
Завершает представление пышный фейерверк.
С течением времени карнавал утрачивает
свои языческие корни, меняются его смысл,
герои и антигерои. Правда, маска тоже
видоизменяется. На первый план выходит
уже не идея плодородия, а отображение
важнейших событий в жизни города.
В XVII в. на центральной площади устраивают
бой быков. Среди знати популярна игра
в футбол. Две команды, по 25 игроков с каждой
стороны, должны были во что бы то ни стало
завладеть кожаным мячом и бросить его
на территорию противника.
XVIII в. стал наивысшей точкой расцвета
Венецианского карнавала. Танцы на площадях
и роскошные, шитые золотом и драгоценными
камнями карнавальные костюмы становятся
истинными образцами высокой моды. В городах
открываются игорные дома, в которых проигрываются
и целые состояния, и последние средства.
В дни карнавала поощряются даже измена
и распутство. В это время главными действующими
лицами Венецианского карнавала становятся
герои итальянской комедии дель арте (вид
театра, который развился в Италии в XVI-XVII
вв.). Комедия дель арте строилась на импровизации.
Каждый персонаж имел свою маску, характерную
только для него, и просто маску как часть
костюма. Важно, что сами маски обычно
делались из папье-маше, кожи или материи
и закрывали лицо актера лишь до половины.
Отсюда взяли начало полумаски, и сейчас
они носят название венецианских масок.
Маска в комедии дель арте указывала на
особые качества героя. Это положило начало
появлению на улицах города несметного
числа Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная
Коломбина становится эмблемой карнавала.
Карнавал
— действо дерзкое, языческое, полумистическое.
Из-за этого он запрещался. В последний
раз вето на карнавал было наложено в начале
XX в. и снято только в 1979 г. по инициативе
Федерико Феллини и с позволения Папы
Римского.
Начинается карнавал шествием жонглеров
и паяцев, дьяволов и архангелов. Происходит
это за 12 дней до среды пер-вой недели Великого
поста. Первым на карнавале проводится
старинный ритуал «Воло делла Коломбина»,
который возник еще в XVIII в. С колокольни
Кампаниле запускают бумажную голубку
Коломбину, которая взрывается в полете
и просыпается на площадь Святого Марка
дождем из конфетти.
Основополагающим также является ритуал,
связанный со средневековым праздником
Festa delle Marie, который посвящен освобождению
прекрасных венецианок. Шествие проходит
от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко,
где перед зрителями предстают семь самых
красивых и молодых жительниц города —
семь Марий. Венеция рада любому гостю
и любой маске. Пройтись в рядах праздничной
процессии по Сан-Марко может любой желающий.
Сегодня Венецианский карнавал длится
примерно с 6 по 16 февраля. В это время в
старинных венецианских дворцах устраиваются
балы-маскарады. Войти туда можно только
по приглашению, хотя если вы готовы заплатить
минимум 300 долларов, то у вас есть вероятность
попасть во дворец. Правда, кроме денег
вы должны иметь еще и роскошный исторический
костюм, иначе будете выглядеть очень
скромно.
Кроме традиционных увеселений частью
карнавала является футбольный матч, который
проходит, как правило, на пятый день празднеств.
Венецианцы уверены в том, что этот вид
спорта родился именно в их городе, и устраивают
в дни праздника настоящую реконструкцию
средневекового футбольного матча.
Торжественное закрытие карнавала происходит
16 февраля. Вечером маски совершают последнее
шествие по Венеции, далее — катание по
каналам в единственной в мире лодке влюбленных
— гондоле. Карнавал завершается парадом
костюмов и сожжением «старухи-зимы» —
ритуалом, символизирующим обновление
природы. Звон колоколов церкви Сан-Франческо
делла Винья оповещает о начале Великого
поста. Оканчивается карнавал гуляньем
и танцами на площади Сан-Марко.
КАРНАВАЛ В
ЧЕНТО, ИВРЕЕ И ВИАРЕДЖИО
Февраль
— время проведения карнавалов не
только в Венеции, но и по всей Италии.
Одним из самых великолепных по праву
считается карнавал в городе Ченто (область
Эмилья). Этот город — побратим Рио-де-Жанейро.
Возможно, это стало причиной того, что
в Ченто приглашаются бразильские танцоры,
а в Рио-де-Жанейро на карнавале выступают
итальянские fhnbcns. Нужно отметить, что
они являются единственными официальными
иностранными гостями-участниками незабываемого
карнавального праздника.
Но карнавал в Ченто — это еще не все. Не
менее известным является карнавал в городе
Иерея, о котором мы уже упоминали. Особенно
знаменит этот праздник апельсиновым
боем, которым знаменуется окончание карнавала.
Расскажем о нем немного подробнее.
Начало этой традиции положило сопротивление
обычной девушки Виолетты праву дворянина
на первую брачную ночь. Это случилось
в далеком 1195 г., когда Виолетта в отчаянии
отрубила голову своему господину и бросила
ее с балкона. Народ поддержал девушку
и на следующий день устроил бой фасолью,
выказывая этим свою солидарность. Позже
фасоль была заменена апельсинами. На
карнавале текут реки апельсинового сока,
в боях расходуется столько фруктов, что
и представить сложно. Так; в 1998 г. на бой
было потрачено около 500 кг апельсинов.
Карнавал
в Виареджио — один из самых красивейших,
самых пышных и эффектных карнавалов мира.
В феврале 1873 г. молодые люди из высшего
общества, собравшись в «Кафе дел Казино»,
решили отпраздновать Масленицу. Но как
это сделать? И тут возникла идея использовать
украшенные платформы. Эти платформы выполнялись
из дерева и джута, создавались скульпторами
и мастерами, работавшими на верфях городка
и строившими корабли.
Вплоть до первой мировой войны праздновался
карнавал в Виареджио. И возобновился
только в 1921 г., когда украшенные платформы
прошли парадом по двум великолепным бульварам,
протянувшимся вдоль пляжей. 1921 г. также
был годом первого официального исполнения
гимна карнавала.
Во время второй мировой войны карнавал
в Виареджио снова пришел в упадок, но
сразу же после ее окончания, уже в 1946 г.,
праздник начал набирать силу.
С 1954 г. Национальная вещательная компания,
а с 1958 г. и Eurovision транслируют карнавал
в Виареджио по всему миру. Каждый год
множество известных гостей — политиков,
художников и спортсменов — приезжают
в Виареджио для того, чтобы полюбоваться
на скульптуры из папье-маше.
КОСТЮМ ДЛЯ
ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА
Венецианский карнавал — самый
богатый на наряды. По улицам прогуливаются
молодые люди в невероятно пестрых
и сложных одеждах, на их лицах
— белые маски. Именно (bauta) белая
маска и черный широкий плащ (tabarro)
в
сочетании с шелковой накидкой и треугольной
шляпой (tricorno) одинакового цвета - являются
непременной составляющей традиционного
венецианского карнавального костюма.
Венецианская
маска — главнейший атрибут карнавала.
Без нее во время празднества не обойтись.
История ее возникновения на удивление
проста: в период эпидемии чумы лицо закрывали,
чтобы смерть не узнала избранного ею
человека и прошла мимо. Маски с длинными
носами имели, кроме того, еще и медицинское
назначение: в нос вставляли тампоны, пропитанные
специальным дезинфицирующим составом,
позволявшим владельцу подобной маски
избежать заражения.
В XVIII в., который называют веком маски,
ее разрешено было носить с первого воскресенья
октября и до Рождества, с 6 января и до
первого дня Великого поста, в день святого
Марка и во время праздника Вознесения.
В масках ходили все, начиная с дожей и
заканчивая слугами. Маска была настолько
популярна, что ее не снимали в течение
дня. В маске не только посещали театр,
но и просто «ходили по делам». С течением
времени пропала необходимость укрываться
от перста смерти, но любовь к маске сохранилась.
Ведь она стирала все сословные различия,
уравнивала всех: богачей и бедняков, знать
и простолюдинов. Маска делала человека
неузнаваемым, он мог примерить на себя
любую роль, как бы переродиться для новых
отношений, не скованных никакими условностями.
Самыми
популярными масками и по сей день считаются:
•
Маска moreta (смуглянка) пришла из французского
карнавала. Она имела форму овала и была
чаще всего черного цвета.
•
Маска gnaga (в переводе с итальянского
gnau — мяу). Кладелец этого костюма должен
был имитировать мяукающим голосом кошачий
язык и движениями — кошачьи повадки.
И сам костюм состоит из сильно поношенного,
разорванного платья и маски кота.
•
Маска mattaccino получила свое название
от итальянских светских карнавальных
утренников (mattinate). Эта маска сочеталась
с белым костюмом и красными ботинками.
Прическа украшалась разноцветными перьями.
Носители этой маски кидались яйцами,
наполненными красной водой.
• В Кенеции нередко используются парные маски супругов. К XVIII в. маску
мужа позволялось носить любому мужчине,
сопровождающему даму, даже если он не
являлся ее супругом в действительности.
•
Венецианская баутта представляет
собой белую атласную маску с резким треугольным
профилем и глубокими впадинами для глаз
и широкий черный плащ с черной кружевной
пелериной. К маске присоединяется кусок
черного шелка, который закрывает нижнюю
часть лица, шею и затылок. Такой наряд
придает всему облику ряженого таинственный
и немного жуткий оттенок. На голове красуется
треугольная черная шляпа, отделанная
серебряным галуном. Облик завершают белые
шелковые чулки и черные туфли с пряжками.
Особенность баутты заключается в том,
что костюм изготовлен из ткани двух цветов:
белой и черной.
• Нще одна разновидность венецианского
костюма — домино — белый плащ с черной маской.
• Наиболее популярны на Кенецианском
карнавале костюмы Арлекина, Пульчинелы, Паяца,
Капитана, Доктора чумы, Пьеро, Труффалъдино
из Бергамо, офицера, испанца, купца Панталоне
и прочих типов настоящей простонародной
италь янской комедии. У женщин очень популярна Коломбина.
Пешком и в колясках, прыгая и танцуя, сопровождая
свое шествие невероятными гиканьем, пением,
звукоподражанием различным животным
и птицам — продвигается праздничная
процессия по улицам города.
На Венецианском карнавале, особенно в
настоящее время, представлено огромное
разнообразие костюмов. Костюм не ограничен
историческими рамками, на карнавале используются
наряды любой эпохи вплоть до XVI в. Самые
красивые и необычные костюмы приглашаются
на парад последнего дня праздника.
Уже имеющиеся костюмы можно видоизменить:
добавить различные аксессуары, головные
уборы — главное, чтобы они были максимально
яркими, богато украшенными. Кроме того,
на Венецианском карнавале принято переодеваться,
поэтому каждый имеет несколько нарядов
и масок, чтобы постоянно выглядеть по-новому.
Собираясь на Венецианский карнавал, не
стоит скупиться, экономя на костюме, ведь
он имеет огромное значение для создания
праздничной атмосферы. Некоторые тратят
на маскарадное одеяние несколько тысяч
евро. Если вы хотите посетить Венецию
во время карнавала, то туристическое
агентство сможет оказать помощь, рассказав,
где и какой костюм вы сможете приобрести.
Купить маски и костюмы в Венеции можно
в течение всего года. Причем лучше это
сделать заранее, поскольку с приближением
карнавала цены на костюмы вырастают в
несколько раз. Прокат масок и костюмов
стоит около 200 евро в день.
Но можно сшить для себя что-нибудь неповторимое
и принять участие в конкурсе костюмов |