Контрольная работа по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:56, контрольная работа

Описание

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Роль и функции государства в антикризисном управлении……………….....4
2 Государственное антикризисное регулирование………………………………8
3 Система и меры антикризисного управления…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 50.73 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

1 Роль и функции государства  в антикризисном управлении……………….....4

2 Государственное антикризисное  регулирование………………………………8

3 Система и меры антикризисного  управления…………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству. На современном этапе воздействие государства на предприятия стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Характеризуя актуальность данной темы для российской экономики нужно отметить, что государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях. В настоящее время очень интересным и важным является изучение государственного регулирования кризисных ситуаций, средств и механизмов управления, а также рассмотрение роли государства в антикризисном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль и функции государства в антикризисном управлении

 

Антикризисное управление - это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики.

 В этом направлении  государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

• правовое - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

• методическое - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

• информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

• экономическое и административное - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

• организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

• социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

• кадровое - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

• экологическое - защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности [2, с. 178].

С целью стабилизации экономики  применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

  • экономические - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;
  • административные - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование  предполагает проведение экономической политики по различным направлениям:

1. Фискальная (бюджетная)  политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

Такая политика проявляется  в следующем:

• в период спада производства – в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

• в период подъема - в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

• в любой период - в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям.

4. Научно-техническая политика  состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников; и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы информационной поддержки промышленности.

6. Амортизационная политика - это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики.

8. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен.

10. Внешнеэкономическая политика  предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2010 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное управление, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд руб. [2, с. 211].

Однако нельзя забывать и  о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

Антикризисное управление —  многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его  распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственное антикризисное регулирование

 

Государственная политика в  сфере регулирования кризисных  ситуаций заключается в выработке  и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния  институтов экономической системы  и государственной системы (власти).

«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственною  управления экономикой имеет такой  же вид, как и «пирамида» для отдельных  социально-экономических систем.

Антикризисное управление на различных фазах экономического цикла:

1 - антикризисный мониторинг;

2 - антикризисное регулирование; 

3 - антикризисное управление.

В стабильном состоянии экономики  в функции государственного регулирования  входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных  предприятий и отраслей, некоторых  цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.

В кризисном состоянии  экономики часто применяется  система фондового распределения, жесткое регулирование процессов  обращения, ценообразования, доходов  и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной  ситуации является системой принуждения  и во многих чертах сходна с административно-командной  системой советского типа. Роль государственного антикризисного регулирования заключается  в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление  макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие  двум его функциям в системе общественных отношений:

1) гражданско-правовую;

2) публично-правовую.

Публично-правовая роль государства  заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного  управления, сборе налогов, организации  финансовой системы государства, эмиссии  национальной валюты, поддержании ее курса.

Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство - это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства  государство выступает собственником, кредитором и должником.

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:

- нормативно-законодательное; 

- финансовое;

- государственная промышленная  политика;

- перераспределение доходов [3, с. 214] .

Нормативно-законодательная  деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.

В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский  кодекс Российской Федерации (ст. 25, 64, 65), где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, три основных закона о  банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998,2002 гг.), законы о банкротстве  кредитных организаций и субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса, другие законодательные  акты, постановления Правительства  Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.

Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.

Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:

- обеспечение управляемости  экономики; 

- обеспечение удовлетворения  минимальных социальных потребностей  и смягчение социальной напряженности,  в том числе в ходе проводимых  реформ;

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисному управлению"