Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Целью работы является раскрыть сущность рыночной экономики на примеры рыночных стран: США, Япония, Швеция, ну и, разумеется, на примере России.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- дать понятие регулированию экономики в целом;
- рассмотреть традиционные модели экономики;
- сравнить национальны экономики других стран с экономикой России.
Объектом данной работы является различная учебная и методическая литература.
Введение………………………………………………………..……….………...3
ГЛАВА 1:Основные модели рыночной экономики……………………........5
Шведская модель экономики……………………….....…………..…...…….5
Модель экономики США…...………………….…………………………….7
Японская модель рыночной экономики……………………………………..9
ГЛАВА 2: Российская модель рыночной экономики…………………......16
2.1 Пути перехода к рыночной экономики и «Шоковая терапия»…………...21
2.2 Перспективы развития рыночной экономики……………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….30
В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1 % от валового национального продукта Японии. В США она составляет около 7% ВНП, в Великобритании – свыше 5, в ФРГ – более 3 , в СССР (по подсчетам зарубежных специалистов) этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%. Недавно в Советском Союзе были наконец обнародованы цифры расходов на оборону. В 1988 г. они, по расчетам, основанным на официальных данных, составляли около 9% от ВНП [8, c.121].
Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно развитых стран Запада и вступления ее в период «экономической зрелости», темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться. Впрочем, замечает С. Окита, достижение «зрелости» не всегда означает снижение жизнеспособности, особенно принимая во внимание внедрение новейших технологий, успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.
В течение 50-70-х годов японцы буквально «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся прежде всего на техническое обновление тяжелой промышленности – машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии.
Массированный
приток передовой иностранной
Так, по имеющимся расчетам, общий выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только за период с 1950/51—1968/69 фин. годов составил 70 млрд. долл., или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период24. Достаточно сопоставить две цифры - 7 млрд. долларов, затраченных на закупку иностранной технологии в период ее интенсивного импорта, и 70 млрд. долл. выигрыша от этих закупок, чтобы понять, какой мощный импульс получила японская промышленность от этого массированного заимствования зарубежного опыта. Десятикратный эффект!
При этом очень важно подчеркнуть, что японцы весьма эффективно использовали иностранные патенты и лицензии, незамедлительно их внедряя и осваивая. Вот один из примеров такого подхода. Первые образцы продукции нефтехимической промышленности были выпущены с помощью ввезенных из-за рубежа оборудования и технологии в 1958 г., а к концу 1963 г. Япония по производственным мощностям в этой отрасли догнала ФРГ и уступала только Соединенным Штатам.
Япония добилась не менее впечатляющих успехов в развитии своей черной металлургии, главным образом за счет внедрения, передовой советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы потому, что в советской металлургии собственные разработки и изобретения применяются в гораздо меньшей степени, чем в Японии.
Таким
образом, японская модель характеризуется
определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня заработной
платы) от роста производительности труда.
За счет этого достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится.
Глава 2: Российская модель рыночной экономики
2.1.
Пути перехода к рыночной
экономике «Шоковая
терапия»
Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения зависят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ — «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Первый применяется в той или иной степени последовательности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме — в Польше). Исторически более ранний эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов опробован в Китае и Венгрии. Рассмотрим проблему «шоковой терапии».
Программа «шоковой терапии», разработанная специалистами из США и СССР и поддержанная Международным валютным фондом, предлагает странам Восточной Европы для проведения курса реформ ускоренные преобразования в течение 10 — 15 лет. Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:
Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов [3, c.97].
Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку Производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Были приняты законы: ФЗ «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» от 01.07.1991 №2278-1, ФЗ «О собственности в СССР» от 06.03.1990 №1305-1, ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 №123-ФЗ. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.
Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Были приняты законы: ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ, ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» от 09.01.1997 №6-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). Законы, принятые в 90-е годы: ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» от 08.07.1999 №141-ФЗ, ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29.12.1998 №192-ФЗ. В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.
Разработанная
до деталей программа вряд ли может быть
с одинаковым успехом применена в разных
странах. Специфические особенности каждого
отдельного хозяйства, безусловно, повлияют
и на ход преобразований, и на достигаемые
эффекты. В то же время, по мнению разработчиков
этой программы, все меры должны быть взаимосвязанны,
и очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно
приступая к действиям на многих направлениях.
Некоторые реформы возможно предпринимать
лишь на поздних этапах, когда уже достаточно
развиты рыночные механизмы.
2.2.
Перспективы развития
рыночной экономики
Особенности предстоящего периода – в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.
Первое направление – повышение уровня и качества жизни основной массы населения.
В
ближайшее десятилетие эта
В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний класс» - массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.
Второе
направление — резкая активизация инвестиций
для качественной модернизации производственно-
Третье направление – обеспечение военной безопасности страны. Этой области касались такие законы, как например: ФЗ «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации» от 17.07.1999 №174-ФЗ. Уровень прогнозируемых в период с 2006 по 2015 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов на национальную оборону в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:
Информация о работе Контрольная работа по «государственному регулированию»