Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:22, реферат
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.
Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.
Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.
Введение. 2
Глава 1. Социометрия как метод изучения малых групп. 4
1.1 Понятие социометрии и ее назначение. 4
1.2 Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах. 6
1.3 Процедура проведения социометрического исследования. 11
1.4 Связь социометрии с этикой деловых отношений. 17
Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере студенческих групп) 19
2.1 МА-111. 19
2.2 СКС-311. 20
2.3УП-411. 21
2.4 Общий вывод по результатам. 22
Глава 3. Рекомендации по сплочению групп. 23
3.1 Рекомендации по сплочению группы МА-111. 23
3.2 Рекомендации по сплочению группы СКС-311. 24
3.3 Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии. 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 28
Делая вывод, отметим, что практически все студенты набрали примерно равное количество голосов за исключением студентки Кашицыной, занявшей первое место, которая стала абсолютным лидером.
Социометрические лидеры группы:
1-Кашицына
2-Василенко
3-Райчу
4-Козлова
Кашицына является неформальным лидером группы, она не занимает пост старосты, поэтому авторитет в группе был заработан исключительно на основе личностных качеств, проявленных в ходе общения внутри группы и становления ее как коллектива.
2.3УП-411
В результате социометрического исследования группы УП-411 было выявлено 10 микрогрупп - рекордный результат среди трех опрошенных групп. Причиной большого количества микрогрупп является резкая разрозненность коллектива (студенты общаются по два-три человека), что, в свою очередь, вызвано тем, что, находясь практически на конечном этапе обучения в университете, студенты успели узнать друг друга, а также проявить себя.
На данном этапе каждая микрогруппа характеризуется не просто устойчивой общностью интересов, целей, действий и групповых переживаний, а также и психологическим (включая интеллектуальное, эмоциональное и волевое) единством. Еще одним характерным признаком является то, что подавляющее большинство в группе составляют девушки, которые и создают столь ярко выраженную разрозненность.
Подходя к обозначению лидеров группы, следует отметить, что в данном случае формальный лидер совпал с неформальным. Староста группы, Дудина Юлия, набрала подавляющее большинство положительных «голосов».
Социометрические лидеры группы:
1-Дудина Юлия
2-Максимова Татьяна
3-Кузнецова Мария
4-Антипова Татьяна
Несмотря
на то, что Дудина Юлия набрала большее
число «голосов», студенты, занявшие
второе, третье и четвертое места
имеют разницу в один-два
2.4 Общий вывод по результатам
Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия и взаимоподдержки. По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека.
Социометрия дает приватную информацию о жизни группы, ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности. Большинство из нас интуитивно чувствует отношение к нему в группе: переживает, когда группа недостаточно доброжелательна; раскрывается, наполняется силами в условиях группового поощрения и принятия.
Многие
особенности групповой
Глава 3. Рекомендации по сплочение групп
3.1Рекомендации по сплочению группы МА-111
В результате опроса был выявлен один студент с ярко выраженным отдалением от остальных членов группы. Для решения этой ситуации можно применить прием «отсвет от звезды», то есть посоветовать Беру Максиму, набравшему большинство отрицательных голосов, общаться с Красниковым Василием, - лидером группы. После предложения этого приема можно наблюдать, что положение в группе Бера Максима улучшилось, повысился его статус среди одногруппников, так как, общаясь с лидером группы, к которому хорошее отношение, это отношение стало проецироваться и на Максима.
Предлагаем следующие мероприятия по сплочению группы:
1) Выезды на природу.
Хорошо подготовленная и проведённая встреча группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.
2) Выбор актива группы.
Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы.
3) Внутригрупповые мероприятия с группой, между группами и курсами:
посещение театров, выставок, музеев;
спортивные мероприятия (футбол, лыжные прогулки);
поездки в другие города, по историческим местам;
интеллектуальные игры;
Дни именинников;
издание настенной газеты;
мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников.
3.2 Рекомендации по сплочению группы СКС-311
Одним из направлений эффективного решения проблемы является создание комфортного микроклимата в учебной группе, формирование настроя на общий результат, обретение уверенности. С этой целью необходимо проводить тренинговые занятия, направленные на раскрепощение и командообразование.
Участие в тренинге
сплочения развивает у
3.3 Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии
Метод социометрии важен в организации работы на предприятии. Важна психологическая совместимость работников. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Она может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
Поэтому руководителю и необходимо проводить социометрию межличностных отношений коллектива, чтобы выявить проблемы и предотвратить их.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2 — 3 до 40 человек. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения.
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия - своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития, прежде всего, связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.
В ходе работы были рассмотрены виды социометрического исследования и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.