Оценка конкурентоспособности организации

Автор работы: h******@ya.ru, 27 Ноября 2011 в 21:17, реферат

Описание

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией.

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 19.18 Кб (Скачать документ)

аспирант Попова Е.В.

 Камская государственная  инженерно-экономическая академия (КамПИ)  

Оценка конкурентоспособности  организации  
 
 

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют  деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система  управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие предприятию максимально  удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень  эффективности производственно-экономической  деятельности. 

Как гласит известный  афоризм бизнеса, «невозможно управлять  тем, что нельзя измерить». Измерение  конкурентоспособности организации  – сложная многофакторная задача, которая является инструментом управления конкурентоспособностью предприятия. Для того, чтобы полученный инструмент можно было использовать в практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике), модель оценки конкурентоспособности  организаций должна удовлетворять  следующим принципам.  

1. Принцип квалиметричности. Измерение и оценка конкурентоспособности организации заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности и интегрирования их в один комплексный показатель, выраженный натуральным числом. Наиболее значимые показатели конкурентоспособности должны охватывать все стороны функционирования предприятия, таким образом, повышается объективность оценки. Полученный интегральный показатель конкурентоспособности организации должен удовлетворять квалиметрическим требованиям, разработанным Азгальдовым Г.Г. (пригодность, достаточность, уникальность, надежность, квантифицируемость, интегральность, индивидуальность, гибкость, нетрудоемкость, оперативность, улучшаемость, количественность, одинаковость, глобальность) и дополненным Х.А.Фасхиевым (единственность, сравнимость, воспроизводимость, комплексность, чувствительность, монотонность, точность, динамичность, управляемость, масштабность, экономическая эффективность) [1]. 

2. Принцип моделируемости управления. Метод измерения конкурентоспособности организации должен определять состояние конкурентоспособности организации на момент исследования, способствовать выявлению «узких мест», резервов, тенденций и закономерностей в изменении конкурентной позиции предприятия на рынке, обеспечивать возможность моделирования конкурентоспособности организации [2]. В целом, методика оценки конкурентоспособности предприятия должна стать инструментом управления конкурентоспособностью организации. 

3. Принцип ориентации  на потребителя. Метод измерения  конкурентоспособности организации  должен быть основан на оценке, в первую очередь, с точки  зрения потребителя, т.к. именно  потребитель является основным  субъектом внешней среды, формирующий  конкурентоспособность товара и  влияющий этим на конкурентоспособность  организации в целом.  

4. Принцип совершенствования,  заключающийся в возможности  постоянного совершенствования  модели оценки в зависимости  от изменений условий факторов  внешней среды, в том числе  потребительских предпочтений, и  внутреннего функционирования предприятия.  С этой целью в предлагаемую  модель оценки вводятся весовые  коэффициенты, рассчитанные методом  анализа иерархий.  

При учете принципов  измерения конкурентоспособности  организации, систему оценки конкурентоспособности  предприятия предлагается представить  в виде двух взаимосвязанных блоков: оценка конкурентоспособности товара и оценка конкурентного потенциала организации.  

Конкурентоспособность предприятия оценивается в сравнении  с другими предприятиями-конкурентами. Однако, при наличии оценок конкурентоспособности  предприятия за ряд интервалов времени  также можно констатировать характер изменений и, таким образом, управлять  конкурентоспособностью предприятия  без измерения уровня конкурентоспособности  предприятий-конкурентов. 

В основе оценки конкурентоспособности  организации лежит расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  организации, состоящий из двух взаимозависимых  оценок (рис.1): 

- конкурентоспособности  товара; 

- конкурентного потенциала  организации. 
 
 
 

Рис.1. Состав модели оценки конкурентоспособности организации 

Интегральный показатель конкурентоспособности организации  определяется по формуле: 

,                                       (1) 

Кт – комплексный показатель конкурентоспособности товара; 

Кпо – комплексный показатель конкурентоспособности потенциала организации. 

- коэффициенты значимости (ценности) факторов (). 

Интегральный показатель конкурентоспособности организации  может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе значение К к единице, тем выше конкурентоспособность исследуемого объекта. 

В свою очередь показатели конкурентоспособности товара (Кт) и показатель конкурентного потенциала предприятия (Кпо) являются комплексными показателями, зависящими от факторов второго уровня: цена товара, качество товара, маркетинг, внутренние процессы, финансы, развитие. Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня, а показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня – интегрального показателя конкурентоспособности организации.  

Показатели конкурентоспособности  товара и конкурентного потенциала неравномерно влияют на уровень конкурентоспособности  организации в целом, поэтому  для получения интегральной оценки предлагается их «взвешивание» или  количественное определение их приоритетности. В этих целях, необходимо обоснование  коэффициентов значимости (ценности) факторов, которые предлагается рассчитывать с помощью метода анализа иерархий (далее МАИ), разработанного Т.Саати [3]. Преимущество МАИ перед другими методами определения весовых коэффициентов заключается в простоте и наглядности решения многокритериальных задач в сложной обстановке с иерархическими структурами, к которой относится модель оценка конкурентоспособности организации. 

В задаче определения  значимости факторов (формула 1) конкурентоспособности  товара и конкурентного потенциала предприятия учитывается стадия жизненного цикла, в котором находится предприятие на момент его оценки. На рис.2 представлена концептуальная модель изменения значимости факторов первого порядка на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия. 
 

Рис.2. Зависимость  коэффициентов значимости от стадии жизненного цикла предприятия 

Коэффициенты значимости показателей конкурентоспособности  товара и конкурентного потенциала предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла представлены в табл.1. 

Таблица 1 

Коэффициенты значимости

Стадия жизненного цикла 

Коэффициент значимости показателя конкурентоспособности  товара () 

Коэффициент значимости показателя конкурентного потенциала () 

Возникновение 

0,1 

0,9 

Развитие 

0,2 

0,8 

Бурный рост 

0,4 

0,6 

Стабилизация 

0,5 

0,5 

Стагнация 

0,6 

0,4 

Спад 

0,75 

0,25 

Реорганизация 

В зависимости от характера реорганизации коэффициенты значимости принимаются в соответствии со стадиями возникновения или развития. 

Банкротство, ликвидация 

Не рекомендуется  проводить оценку конкурентоспособности  организации. 
 

Оценка конкурентоспособности  товара – одна из наиболее значимых задач при оценке конкурентоспособности  организации в целом.  

Конкурентоспособность организации – показатель, в первую очередь, характеризующий рыночную позицию компании, а любой рынок, рассматриваемый как рынок товаров, формируется и оценивается потребителями, для которых самым важным фактором является товар: его качество и цена. Таким образом, конкурентоспособность товара имеет значительную ценность при оценке конкурентоспособности организации, так как отражает способность организации производить и реализовывать товар, который обладает конкурентными преимуществами по сравнению с товарами-конкурентами. Оценка конкурентоспособности товара заключается в расчете интегрального показателя конкурентоспособности товара, в основе которого интегрируются оценка качества товара и его цены. Методика оценки конкурентоспособности товара методом «профилей» рассмотрена в работе Х.А. Фасхиева, И.М.Костина [4].  

Конкурентный потенциал  предприятия представляет собой  оценку деятельности предприятия с  точки зрения наличия внутренних и внешних конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию обеспечивать создание конкурентоспособных товаров, как в настоящее время, так  и в долгосрочном плане. 

Конкурентный потенциал  предприятия представляет собой  взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности  потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые  имеют причинно-следственные связи  между собой и всесторонне  охватывают деятельность предприятия: 

1. Маркетинговые  показатели, характеризующие рыночную  позицию предприятия, в т.ч. учитывающие имидж предприятия на рынке.  

2. Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности  предприятия с точки зрения  отдачи на вложенный капитал.  К данным показателям относятся  показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности. 

3. Показатели внутренних  процессов, характеризующие эффективность  организации бизнесс-процессов предприятия: технологии, производство, качество. 

4. Показатели развития, характеризующие инновационные  процессы в организации, систему  управления персоналом, социальное  развитие организации.  

Интегральный показатель конкурентного потенциала предприятия  определяется с использованием метода «профилей» [4]. 
 

Список литературы 
 

1. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003.-N 4. - С.53-68. 

2. Федюкин В.К.  Основы квалиметрии. Управление  качеством продукции. Учебное  пособие. – М.: Информационно-издательский  дом «Филинъ», 2004. – 296с. 

3. Cаати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1989. - 316 с. 

4. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. - Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2001. - 349 с.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации