Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:35, доклад
Перестройка - , термин, вошедший в широкое употребление с середине 80-х гг. XX века и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание "холодной войны" и др.). К концу 80-х - началу 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества.
1.Общие причины.
Перестройка - , термин, вошедший в широкое употребление с середине 80-х гг. XX века и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание "холодной войны" и др.). К концу 80-х - началу 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества.
В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов. Во-первых, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений и усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.
Во-вторых,
назрел кризис государственного социализма,
то есть государственно-
Третий кризис, который стал одной из причин перестройки — кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более, что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия, и народ является хозяином страны. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция.
В обществе назрели реформы, но перестройка началась сверху.
3. Перестройка сверху.
В феврале 1986 на XXVII съезде КПСС были провозглашены
основы политики перестройки. Планы преобразований
предполагали рост темпов развития производства,
прежде всего машиностроения, и его техническую
модернизацию, усиление самостоятельности
предприятий и углубление самоуправления
и хозрасчета, расширение информированности
общества о положении в стране и мире (гласность),
привлечение граждан к участию в политической
жизни при сохранении однопартийной власти
КПСС (демократизация), улучшение отношений
с капиталистическим странами на основе
равноправия и открытости (новое мышление).
Нарушение демократических норм, отсутствие гласности и командно-административные методы руководства экономикой Горбачев считал причинами застоя, бюрократизации, которые в докладе подверглись резкой критике. Теперь консерватизм и приверженность прежней политике официально осуждался. Доклад Горбачева вызвал большие надежды, но реально за провозглашением основных идей перестройки не последовало решительных действий. К концу 1986 это стало вызывать некоторое разочарование.
Одновременно с преобразованиями внутри страны Горбачев пытался добиться прекращения «холодной войны». До некоторой степени стимулировав начало преобразований в СССР, внешнеполитические трудности заметно сократили средства на их проведение. Таким образом, геополитическая ситуация затруднила (а тем самым и затянула) экономическую составляющую реформ и способствовала обострению более поздних социальных столкновений — неизбежных в любом случае, но в других масштабах и формах. Внешние факторы играли не только стимулирующую, но и сдерживающую роль в отношении реформ, доминирующие причины которых лежали все же внутри страны.
Экономические реформы задерживались и из-за трагических обстоятельств (взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986).
В январе
1987 Горбачев выступил на пленуме ЦК
с речью, где провозгласил начало
более решительных
В июне
1987 был принят закон о государственном
предприятии, который предоставлял
заводам и фабрикам широкую хозяйственную
самостоятельность. Авторы этой реформы,
учитывая опыт 1960-х гг., справедливо
опасались бесконтрольности руководителей
предприятий. Поэтому учреждались
советы трудовых коллективов, которые
наделялись широкими полномочиями по
контролю за работой директоров и
определению стратегии
Однако система таких советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали по-прежнему под твердым контролем партийных и профсоюзных организаций. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.
Чтобы поставить предприятия-монополисты в условия конкуренции и тем самым сбить цены и заставить работников предприятий работать более эффективно, в 1987 реформаторы разрешили развитие негосударственных промышленных и торговых предприятий. Считалось, что это не нарушает принципы коммунистической идеологии, так как новые частные предприятия создавались на основе кооперации и получили название кооперативов. Но в действительности кооперативами такие организации были только первоначально, когда все участники вместе трудились. Законодательство не защищало прав работников кооператива, и, накопив средства, хозяева кооперативов нанимали работников и превращались в обычные капиталистические предприятия.
Первоначально реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились товары ( в основном «ширпотреб»), более дорогие, по цене, но по качеству по-прежнему уступающие импортным товарам. К тому же в конце 1988 резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.
Реформаторам
не удалось найти оптимального сочетания
социальных гарантий и элементов
рыночной экономики. Произошло сращивание
капитала кооператоров (отчасти криминализированного)
с возможностями
Используемая литература