Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:57, курсовая работа
В стратегическом управлении анализ портфеля организации связан преимущественно с исследованием структуры, динамики и качества совокупности и отдельных бизнесов, осуществляемых диверсифицированной компанией. Поэтому методика анализа портфеля организации предполагает изучение так называемых стратегических единиц бизнеса (СЕБ). Однако методы портфельного анализа могут быть применены и к анализу портфеля продукции, имеющей для фирмы стратегический характер. К такого рода продукции может быть отнесена вся основная продукция организации, которая реализуется ею на рынке. Именно поэтому портфельные модели входят в состав аналитических инструментов и техник стратегического маркетинга.
Введение
1. Необходимость, сущность и содержание портфельного анализа
2. Матричные методы оценки портфеля диверсифицированных организаций
Заключение
Литература
Процесс
стратегического планирования путем
позиционирования СЕБ позволяет
проанализировать положение бизнес-единиц
и выработать обобщенные рекомендации
их стратегического развития (табл. 4).
Таблица 4
Характеристика позиций матрицы ADL/LC
Вид СЕБ | Прибыль | Денежный поток | Инвестиции | Возможные стратегии |
Ведущая – Рождение | Вероятная | Отрицательный
(заем средств) |
С опережением требований рынка | Естественное развитие с типовой стратегией «Полное сосредоточение на увеличении доли рынка – быстрый рост» (ТСУ: 1,3,5,7,8,12,13,14,19,21); или типовой стратегией «Удержание положения –начало нового бизнеса» (ТСУ: 3,4,5) |
Ведущая - Рост | Положи-тельная | Не обязательно положительный | Продолжение инвестирования для поддержания сложившихся темпов роста и упреждения влияния новых и/или возможных конкурентов | Естественное развитие с типовой стратегией “Удержание положения – достижение лидерства по ценам (ТСУ: 2,7,14,20,21,22); или типовой стратегией «Удержание доли рынка – защита конкурентного положения» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22) |
Ведущая - Зрелость | Положи-тельная | Положительный | Реинвестировать по мере необходимости | Естественное
развитие с типовой стратегией “Удержание
доли рынка – рост вместе с производством”
(ТСУ: 1,2,7,8,9,10, 12,14,19,20); или типовой стратегией «Удержание положения – защита положения» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22) |
Ведущая - Спад | Положи-тельная | Положительный | По мере необходимости | Естественное развитие с типовой стратегией «Удержание положения – защита положения» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22) |
Сильная - Рождение | Может отсутст-вовать | Отрицательный (заем) | В соответствии с требованиями рынка | Естественное развитие с типовой стратегией «Попытка улучшить положение – старт» (ТСУ: 3,4,5) или типовой стратегией «Полное стремление к получению доли – Быстрый рост» (ТСУ: 1,3,5,7,8,12,13,14,19,21) |
Сильная - Рост | Вероятная | Вероятен заем | Интенсивные с целью увеличения темпов роста | Естественное развитие с типовой стратегией «Попытка улучшить положение – достижение лидерства по ценам» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22) или типовой стратегией «Энергичное стремление к получению доли рынка – Быстрый рост» (ТСУ: 1,3,5,7,8,12,13,14,19,21) |
Сильная - Зрелость | Положи-тельная | Положительный | Реинвестирование по мере необходимости | Естественное
развитие с типовой стратегией «Удержание
положения – защита положения» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22)
или типовой стратегией «Удержание доли
рынка – расти вместе с увеличением производства»
(ТСУ: 1,2,7,8,9,10,
12,14,19,20) |
Сильная - Спад | Положи-тельная | Положительный | Минимальные реинвестиции для поддержания положения |
|
Заметная - Рождение | Может отсутство-вать | Отрицательный (заем) | Избирательные | Естественное развитие с типовой стратегией «Выборочное приобретение доли рынка - Сосредоточение» или «Полное стремление к получению доли рынка – Быстрый рост» (ТСУ: 1,3,5,7,8,12,13,19,21) |
Заметная - Рост | Минимальная | Отрицательный (заем) | Избирательные | 1) Естественное
развитие с типовой стратегией «Попытка
улучшить положение – Лидерство по ценам
на наиболее важном рынке» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22)
2) Избирательное развитие с типовой стратегией «Выборочное стремление к получению доли рынка – Постепенная дифференциация» (ТСУ: 2,7,14,20,21,22) |
Заметная - Зрелость | Умеренная | Положительный | Минимальное и/или избирательное реинвестирование | 1)Естественное
развитие с типовой стратегией «Надлежащая
эксплуатация – Расти вместе с производством»
(ТСУ: 1,2,7,8,9,10,
12,14,19,20) 2) Избирательное развитие с типовой стратегией «Найти свою нишу и защищать ее» (ТСУ: 1,2,4,15,17,19) или «Доказать жизнеспособность» |
Заметная - Спад | Умеренная | Сбалансированный | Минимальные или отказ от инвестиций | 1) Избирательное
развитие с типовой стратегией «Пожинайте
плоды – Эксплуатация рыночной ниши»
(ТСУ: 3,7,8,12,14,19,20,21)
или типовой стратегией «Удерживать –Удерживать нишу» (ТСУ: 6,7,14,18,20) 2) Выход
с типовой стратегией « |
Прочная - Рождение | Отсутствует | Отрицательный (заем) | Очень избирательные | 1,2) Естественное развитие или избирательное развитие с типовой стратегией «Выборочный поиск своего положения - Сосредоточение» (ТСУ: 1,13,19) или «Доказать жизнеспособность» |
Прочная - Рост | Отсутствует | Отрицательный (заем) или сбалансирован | Избирательные | 1,2) Естественное
развитие или избирательное развитие
с типовой стратегией «Выборочный поиск
своего положения - Сосредоточение, дифференциация»
(ТСУ: 1,13,19)
3) Развитие – выживание с типовой стратегией «Стремительный поиск своей доли рынка - Успеть» (ТСУ: 3,5,6,12,15,17,18) |
Прочная - Зрелость | Минимальная | Сбалансирован | Минимальное реинвестирование или отказ от инвестиций |
|
Прочная - Спад | Минимальная | Сбалансирован | Деинвестирование или отказ от инвестиций | Выход с типовой стратегией «Поэтапный уход – Уход» (ТСУ: 6,15,17,18,22) или типовой стратегией «Отказ от производства» (ТСУ: 24) |
Слабая - Рождение | Отсутствует | Отрицательный (заем) | Избирательные или отказ от инвестиций |
|
Слабая -Рост | Отсутствует | Отрицательный (заем) или сбалансирован | Избирательные или отказ от инвестиций | 1) Развитие-выживание
с типовой стратегией «Сдвиг» (ТСУ:
3, 6,14,15,17,18, 21,22)
или типовой стратегией «Возобновление» (ТСУ: 6,12,13,15,17,18, 20) 2) Выход с типовой стратегией «Отказ» (ТСУ: 24) |
Слабая - Зрелость | Отсутствует | Отрицательный (заем) или положительный | Избирательные или отказ от инвестиций | 1) Развитие-выживание
с типовой стратегией «Сдвиг» (ТСУ:
3, 6,14,15,17,18, 21,22)
или типовой стратегией «Обновление» (ТСУ: 6,12,13,15,17,18, 20) 2) Выход
с типовой стратегией « |
Слабая - Старение | Отсутствует | Сбалансирован | Отказ от инвестиций | Выход с типовой стратегией «Выход – Отказ» (ТСУ: 24) |
Посредством специальных процедур и аналитических инструментов производится стратегическая балансировка всего бизнес-портфеля организации. Достижение сбалансированности бизнес-портфеля по модели ADL/LC осуществляется по следующим критериям:
а) на заданную стратегическую перспективу делается балансировка развития бизнесов с учетом стадий жизненного цикла соответствующих рынков;
б) бизнес-портфель балансируется (а по возможности и оптимизируется) по размеру суммарного потока денежной наличности;
в) проводится балансировка по показателю RONA (RONA – аббревиатура Return On Net Assets, что дословно означает «возврат на чистые активы»), то есть по показателю средневзвешенной нормы прибыли на чистые активы;
г) бизнес-портфель балансируется по всем другим показателям (Подробнее об этом см.: 5, с. 219-223 или 6, с. 107-110)
Так, например, если в каждой ячейке матрицы привести цифру, которая будет показывать вклад данной ячейки в определенный показатель (это может быть доля объема продаж и активов СЕБ в продажах и активах корпорации), а затем просуммировать указанные значения по строкам и столбцам матрицы, то по относительному распределению финансовых индикаторов по оси жизненного цикла (суммарному значению каждого ряда) можно судить о сбалансированности бизнес-портфеля организации. Крайне несбалансированным будет такой бизнес-портфель, в котором виды бизнеса в стадии старения дают 70% продаж корпорации.
Преимущество матрицы жизненного цикла заключается в том, что она показывает распределение СЕБ диверсифицированной компании с учетом стадии эволюции отраслей. Использовав ее, аналитик получит определение положения и вклада каждой СЕБ в корпоративный бизнес-портфель; полную картину бизнес-портфеля, в которой не упускается ни одна из конкретных стратегий, выработанных для каждого вида бизнеса. Таким образом, матрица жизненного цикла открыла путь более конкретному стратегическому планированию и управлению, а не «усредненному».
Однако, модели ADL/LC, как и всем портфельным матрицам, присущи свои слабые стороны, которые накладывают на ее применение определенные ограничения:
1.
Целесообразность применения
2. В матрице не рассматриваются стратегии, которые предлагают существенное изменение жизненного цикла отрасли и предусматривают соответствующие действия, направленные на такие изменения. Поэтому некритическое или излишне механическое применение модели может помешать организации разработать стратегии, учитывающие возможность изменения соответствующих циклов.
3. Матрица ADL/LC очень многовариантна, но при этом стртатегический выбор почти всегда жестко детерминирован, а в целом модель весьма алгоритмична и схематична.
Следовательно, негибкое, и/или неадекватное, и/или нетворческое ее применение может привести к ошибочным стратегическим решениям.
Подход ADL/LC особенно полезен для высокотехнологичных отраслей, где жизненный цикл продукта весьма короток и где бизнес может не достичь своих целей, если вовремя не применит необходимую стратегию.
Заключение
Анализ теоретической и практической работы с типовыми моделями портфельного анализа применительно к современным российским условиям приводит к следующим выводам [11, с. 147-148]:
Список
литературы
1.Гражданский
кодекс РФ. Части первая, вторая и третья.
- М: ТК Велби, 2004 г.
2. Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» №127- ФЗ от 26.10.2002 г.
3. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. -
М.: издательство «Дело», 2000 г.
4. Игошин Н.В. Инвестиции. - М.: ЮНИТИ, 2001
г.
5. Короткова Э.М. Антикризисное управление.
- М.: ИНФРА-М, 2001 г.
6. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Управление
доходами в гостиничном бизнесе: Учебник
- М.: 2000
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учебник.-3-е изд., перераб.
и доп. -М.:ИНФРА-М, 2005.
8. Татарников Е.А., Новикова Н.А. Антикризисное
управление предприятием. — М.: издательство
«Экзамен», 2005 г.
9. Шеремет В.В. Управление инвестициями.
- М.: финансы и статистика, 2002.
10. Аликаева М.В. Источники финансирования
инвестиционного процесса. // Финансы.
- 2003. - №5.
11. Бараненко СП., Шеметов В.В. Риски и управление
устойчивостью промышленного предприятия.
// Управление риском. - 2004. - №2.
12. Булгакова Л.Н. Методы оценки инвестиционной
привлекательности предприятий и регионов.
// Финансы и кредит. - 2004. - № 15.
13. Гончаров А.И. Понятие «финансового
оздоровления предприятий» в системе
управления финансами. // Финансы. - 2004.
- №4.
14. Гончаров А.И. Финансовое оздоровление
предприятий: методология и механизмы
реализации. // Финансы. - 2004. - №11.
15. Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Кризисное
состояние предприятия: поиск причин и
способов его преодоления. // Антикризисное
управление. -2003.-№4.
16. Гутова А.В. Управление денежными потоками
на предприятии. // Финансовый бизнес. -
2004. - №5.
17. Данилова Т.Н. Стратегия инвестирования
- институциональный подход. // Финансы
и кредит. - 2004. -№9.
Информация о работе Портфельный анализ диверсифицированных организаций