При
проведении данной процедуры разрабатывается
план финансового оздоровления и
график погашения задолженности.
Не
позднее, чем за месяц до окончания
финансового оздоровления должник
обязан предоставить административному
управляющему отчет о результатах
проведения финансового оздоровления,
к которому прилагается:
- баланс должника
на последнюю дату;
- отчет о прибылях
и убытках;
- документы,
подтверждающие погашение требований
кредиторов.
По
этим документам административный управляющий
составляет заключение о выполнении
плана финансового оздоровления,
графика погашения задолженности
и об удовлетворении требований кредиторов,
которое направляется кредиторам и в арбитражный
суд, который в свою очередь по итогам
рассмотрения данного заключения принимает
одно из следующих решений о:
- прекращении
производства по делу о банкротстве, в
случае если непогашенная задолженность
отсутствует, и жалобы кредиторов признаны
необоснованными;
- введении
внешнего управления при наличии возможности
восстановить платежеспособность должника;
- признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства при наличии у него признаков
банкротства и отсутствии оснований для
введения внешнего управления.
Внешнее
управление – процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности, и передачей полномочий
по управлению должником внешнему (арбитражному)
управляющему.
Вводится
данная процедура арбитражным судом
на основании решения собрания кредиторов.
Срок
проведения не более 18 месяцев, но может
быть продлен еще на 6 месяцев. Если
внешнее управление вводится после
финансового оздоровления, то совокупный
срок этих двух процедур не может превышать
два года.
Особенности
внешнего управления:
- Оно существенно
отличается от доверительного управления
как по своим целям и организации, так
и по ответственности управляющего. Если
доверительный управляющий, не проявивший
при управлении имуществом должной заботливости
об интересах учредителя, возмещает последнему
упущенную выгоду или убытки, то арбитражный
управляющий такой ответственности не
несет. В случае, когда арбитражному управляющему
не удается достигнуть цели внешнего управления
(восстановить платежеспособность предприятия
– должника), он докладывает арбитражному
суду о невозможности достичь поставленной
цели. Суд может принять решение о продолжении
внешнего управления или признании предприятия
банкротом.
- При внешнем
управлении в большей степени сохраняется
преемственность в управлении, так как
арбитражный управляющий лишь при необходимости
отстраняет руководителя предприятия
– должника от выполнения обязанностей
по управлению предприятием и все его
функции принимает на себя. В этом случае
действующая на предприятии система управления
адаптируется к внешнему управлению. Внешнее
управление носит черты коллегиальности:
в нем принимают активное участие кредиторы.
Собрание кредиторов может образовывать
комитет кредиторов. Последний имеет право
требовать от арбитражного управляющего
представления соответствующей информации
и объяснений. План проведения внешнего
управления, проект которого разрабатывается
арбитражным управляющим, утверждает
собрание кредиторов. Если рассматриваемый
план не получит одобрения (большинством
в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный
суд может вынести определение об отмене
внешнего управления или назначить нового
арбитражного управляющего.
Последствия
введения внешнего управления:
- Прекращение
полномочий руководителя должника;
- Прекращение
полномочий органов управления должника;
- Отменяются
ранее принятые меры по обеспечению требований
кредиторов;
- Передача
документации, ценностей и другого внешнему
управляющему производится в течение
трех дней с момента его утверждения;
- Вводится
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов по денежным обязательствам
и об уплате обязательных платежей.
Вводимый
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов:
- Распространяется
на денежные обязательства и обязательные
платежи, сроки, исполнения которых наступили
до введения внешнего управления;
- Не распространяется
на требования о взыскании задолженности
по заработной плате; выплате вознаграждений
по авторским договорам; о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью;
о возмещении морального вреда;
- Приостанавливает
исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, иных документов,
взыскание по которым производится в бесспорном
порядке, не допускается их принудительное
исполнение;
- Не начисляются
неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые
санкции за неисполнение или ненадлежащее
исполнение денежных обязательств и обязательных
платежей, за исключением удовлетворения
требований возникших после принятия
заявления должника о признании его банкротом,
а также подлежащие уплате по ним неустойки;
- На сумму
требований кредиторов и уполномоченных
органов на дату введения внешнего управления
начисляются проценты в размере ставки
рефинансирования ЦБ РФ (или по соглашению
с кредиторами в меньшем размере и в более
короткий срок);
- Распространяется
на требования кредиторов о возмещении
убытков, связанных с отказом внешнего
управляющего от исполнения договоров
должника.
В
процессе внешнего управления назначается
внешний управляющий. Он распоряжается
имуществом должника в соответствии с
планом внешнего управления; заключает
от имени должника мировое соглашение;
заявляет отказ от исполнения договоров
должника; проводит инвентаризацию имущества;
ведёт бухгалтерскую, статистическую,
финансовую отчетность и учет; ведёт реестр
требований кредиторов; осуществляет
иные полномочия.
Основная
функция внешнего управляющего состоит
в проведении мероприятий по восстановлению
платежеспособности предприятия –
должника. Для выполнения этих мероприятий
он в течение одного месяца разрабатывает
и представляет план внешнего управления,
который утверждается собранием кредиторов.
План
внешнего управления должен содержать
предусмотренные меры по восстановлению
платежеспособности должника, условия
и порядок реализации указанных
мер, расходы на их реализацию и иные расходы
должника.
План
внешнего управления должен:
- соответствовать
требованиям, установленным федеральными
законами;
- предусматривать
срок восстановления платежеспособности
должника;
- содержать
обоснование возможности восстановления
платежеспособности должника в установленный
срок.
Данный
план предусматривает следующие
меры по восстановлению платежеспособности
должника:
- Перепрофилирование
производства;
- Закрытие
нерентабельных производств;
- Взыскание
дебиторской задолженности;
- Продажа части
имущества должника;
- Уступка прав
требования должника;
- Исполнение
обязательств должника собственником
имущества – унитарные предприятия, учредителями
должника либо третьими лицами;
- Увеличение
уставного капитала должника за счет взносов
участников и третьих лиц;
- Размещение
обыкновенных дополнительных акций должника;
- Продажа предприятия
– должника;
- Замещение
активов должника;
- Принятие
иных мер по восстановлению платежеспособности.
В
случае если в ходе внешнего управления
удовлетворены все требования кредиторов,
включенные в реестр требований, внешний
управляющий не позднее чем через месяц
с даты удовлетворения всех требований
представляет на утверждение арбитражного
суда отчет внешнего управляющего.
Отчет
должен содержать:
- баланс должника
на последнюю отчетную дату;
- отчет о движении
денежных средств;
- отчет о прибылях
и убытках должника;
- сведения
о наличии свободных денежных средств
и иных средств должника, которые могут
быть направлены на удовлетворение требований
кредиторов по денежным обязательствам
и об уплате обязательных платежей должника;
- расшифровку
оставшейся дебиторской и кредиторской
задолженности должника и сведения об
оставшихся нереализованными правах требования
должника;
- сведения
об удовлетворенных требованиях кредиторов,
включенных в реестр требований кредиторов;
- иные сведения
о возможности погашения оставшейся кредиторской
задолженности должника.
К
отчету внешнего управляющего должен
быть приложен реестр требований кредиторов.
По
результатам рассмотрения отчета внешнего
управляющего выносится определение:
- о прекращении
производства по делу о банкротстве в
случае удовлетворения всех требований
кредиторов или в случае утверждения арбитражным
судом мирового соглашения;
- о переходе
к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения
ходатайства собрания кредиторов о прекращении
внешнего управления в связи с восстановлением
платежеспособности должника;
- о продлении
срока внешнего управления;
- об отказе
в утверждении отчета внешнего управляющего
при наличии определенных обстоятельств.
4.
Особенности проведения
ликвидационной процедуры
конкурсного производства.
Конкурсное
производство – это процедура
банкротства, применяемая к должнику,
признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований
кредиторов.
Однако
этот этап может завершиться не только
соразмерным удовлетворением требований
кредиторов и ликвидацией юридического
лица – должника, но и переходом к процедуре,
которая призвана сохранить должника
как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской
деятельности и одновременно способствовать
удовлетворению всех требований кредиторов.
Эта процедура – внешнее управление –
является одним из предшествующих конкурсному
производству этапов производства по
делу о банкротстве. По ходу конкурсного
производства кредиторы и должник вправе
также заключить мировое соглашение согласно
ст.150 Закона, что прекратит производство
по делу о банкротстве. Но неисполнение
мирового соглашения и, как следствие,
его расторжение, возвратит стороны к
стадии конкурсного производства.
Арбитражный
суд принимает решение о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства согласно ст. 17 АПК РФ коллегиальным
составом в следующих случаях:
- по окончании
наблюдения;
- по результатам
финансового оздоровления, когда и суд,
и административный управляющий, и кредиторы
не видят иного пути удовлетворения требований
кредиторов и налицо все признаки банкротства;
- по окончании
внешнего управления, если платежеспособность
должника не восстановлена, все требования,
включенные в реестр требований кредиторов,
не удовлетворены, имеются обстоятельства,
препятствующие заключению мирового соглашения;
- после расторжения
мирового соглашения или отмены определения
об утверждении мирового соглашения, заключенного
на стадии конкурсного производства.
Срок
проведения данной процедуры один год,
с возможностью продления не более чем
на шесть месяцев.
Последствия
открытия конкурсного производства:
- срок исполнения
возникших требований к должнику считается
наступившим;
- прекращается
начисление неустоек (пени, штрафов), процентов
и иных финансовых санкций по всем видам
задолженности должника;
- сведения
о финансовом состоянии должника перестают
составлять коммерческую тайну;
- совершение
сделок с имуществом должника ограничивается;
- прекращается
исполнение по исполнительным листам;
- предъявляются
все требования кредиторов по денежным
обязательствам, об уплате обязательных
платежей, иные имущественные требования,
за исключением требований о признании
права собственности, о взыскании морального
вреда, об истребовании имущества из чужого
незаконного владения, о признании недействительными
ничтожных сделок и о применении последствий
их недействительности, а также текущие
обязательства;
- снимаются
ранее наложенные аресты на имущество
должника и не допускаются новые;
- прекращаются
полномочия руководителя должника, иных
органов его управления и собственника
его имущества за исключением отдельных
полномочий органов управления должника;
- руководитель
должника, а также временный управляющий
(административный, внешний управляющий)
в течение трех дней с даты утверждения
конкурсного управляющего должны передать
ему бухгалтерскую и иную документацию
и материальные ценности.
В
период процедуры конкурсного производства
права должника существенно ограничиваются.
С
даты введения конкурсного производства
право собственности на имущество должника
принадлежит кредиторам, но в пределах
их требований.
Для
проведения конкурсного производства
арбитражный суд утверждает конкурсного
управляющего (арбитражного). Он представляет
интересы кредиторов, принимает в
свое ведение имущество должника, проводит
его инвентаризацию и оценку, для чего
привлекает независимого оценщика, принимает
меры по обеспечению сохранности имущества
должника, принимает меры, направленные
на поиск, выявление и возврат имущества
должника, находящегося у третьих лиц.
Конкурсный управляющий также увольняет
работников должника; заявляет отказ от
исполнения договоров, иных сделок; предъявляет
иски о признании недействительными сделок,
совершенных должником; проводит финансовый
анализ должника; организует конкурсную
массу из имущества должника.