Реструктурирование кредиторской и дебиторской задолженности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, контрольная работа

Описание

Цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом вытекают из значимости налоговых платежей, как основного государственного экономического рычага.
Именно налоговые поступления являются финансовой базой для решения следующих жизнеобеспечивающих и весьма противоречивых государственных программ:
- содержание государственных структур,
-развитие широкомасштабных социальных программ,
-воздействие на структурную перестройку рыночных отношений с ориентацией на отечественных производителей,

Содержание

1. Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. 3
2. Реструктуризация дебиторской задолженности предприятий 7
Список использованных источников 12

Работа состоит из  1 файл

П.антикризисное управление.docx

— 33.98 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Антикризисное управление»

На тему: «Реструктурирование кредиторской и дебиторской задолженности предприятий»

 

 

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

Заочное отделение

 

Проверила

Козуб Л.А.

Выполнила

студентка 3 курса                                                 

                      Крылаткова В.Ю.

 

 

 

 

2013

Содержание

 

1. Реструктуризации  кредиторской задолженности предприятий. 3

2. Реструктуризация  дебиторской задолженности предприятий 7

Список использованных источников 12

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..……………...13

 

 

 

1. Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий

 

Цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий  перед бюджетом вытекают из значимости налоговых платежей, как основного государственного экономического рычага.

Именно налоговые поступления  являются финансовой базой для решения  следующих жизнеобеспечивающих  и весьма противоречивых государственных  программ:

- содержание государственных  структур,

-развитие широкомасштабных  социальных программ,

-воздействие на структурную  перестройку рыночных отношений  с ориентацией на отечественных  производителей,

- поддержка социально  не защищенных слоев населения,  в том числе, инвалидов, пенсионеров,  сирот, многодетных семей.

Рациональная налоговая  политика обеспечивает сбалансированность общегосударственных региональных, местных и частных интересов, содействуя развитию производства, предпринимательства  и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и  юридических лиц, собираемых с целью  обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных  явлений в экономике государства  и создавать стимулы для повышения  эффективности производства.

Одним из основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного  климата.

Важной составляющей для  решения этой задачи должно стать  общее финансовое оздоровление российских предприятий. Тем более, что специфика  функционирования последних заключается  в объективно сложившихся формах хозяйствования в стране, являющихся постсоветскими и не соответствующих  требованиям рыночной экономики.

Наблюдение за финансовым состоянием крупных, экономически или  социально значимых организаций  ведется, начиная с 2002 года в рамках обязательного финансового мониторинга, проводимого в соответствии со ст.25 Федерального закона от 08.01.2003 N 6-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)". Ежеквартально  осуществляется сбор и анализ финансовых документов примерно 1700 российских предприятий.

Результаты мониторинга  финансового состояния крупных, градообразующих, социально значимых предприятий позволяют сделать  выводы, общие и для большинства других российских организаций, в частности о том, что сроки, в течение которых большинство российских предприятий рассчитывается по своим обязательствам перед кредиторами, существенно превышают нормы и пределы, установленные законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) установлена граница в 3 месяца просрочки оплаты по долгам, после которой кредитор, имея обязательства в размере более 500 МРОТ, получает право на обращение в арбитражный суд с иском о банкротстве предприятия-должника.

Для реализации поставленной цели в деле реструктуризации кредиторской задолженности должны быть решены такие  задачи как оказание помощи предприятиям и организациям посредством предоставления рассрочки уплаты кредиторской задолженности  на более длительный срок, чем это  предусмотрено законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом  сроки. Несвоевременная уплата налогов  грозит обернуться для налогоплательщика  весьма серьезными последствиями, причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако в силу определенных обстоятельств реальной возможности  вовремя уплатить налог у налогоплательщика  может не быть. Причиной тому могут  быть как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для  таких случаев действующее налоговое  законодательство предусматривает  возможность в исключительных случаях  перенести срок уплаты налога на более  позднее время.

Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока  уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном  акте. Налоговый кодекс РФ четко  определил, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых  оно может производиться: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Кроме  того, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более  как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Реструктуризация задолженности  по налогам является одной из разновидностей изменения срока уплаты налога в  форме рассрочки.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос  установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). При этом, как следует  из п. 2 ст. 61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.

Кроме того, учитывая, что  Налоговый кодекс не содержит никаких  ограничений относительно того, какие  именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения  любых сроков, установленных налоговым  законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Рассмотрим основные особенности  каждого из видов изменения срока  уплаты налоговых платежей.

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос  срока уплаты налога на тот же, что  и при отсрочке, срок, но только с  поэтапной оплатой задолженности  в течение соответствующего срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и в полном объеме, во втором - поэтапно в течение периода, на который предоставлена рассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора) одинаковы.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или  рассрочки по уплате налога может  служить любое из нижеуказанных  обстоятельств:

- лицу причинен ущерб  в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или  иных обстоятельств непреодолимой  силы;

- задержано финансирование  из бюджета или оплата выполненного  государственного заказа;

- существует угроза банкротства  лица в случае единовременной  выплаты им налога;

- имущественное положение  физического лица исключает возможность  единовременной уплаты налога;

- производство и (или)  реализация товаров, работ или  услуг носят сезонный характер;

- иные основания, предусмотренные  Таможенным кодексом РФ в отношении  налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в первых двух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом  государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие  возможность изменения срока  уплаты налога (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока  уплаты налога, являются:

- возбужденное уголовное  дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства  о налогах и сборах в отношении  лица, претендующего на такое  изменение;

- проведение в отношении  указанного лица производства  по делу о налоговом правонарушении  либо по делу об административном  правонарушении, связанном с нарушением  законодательства о налогах;

- наличие достаточных  оснований полагать, что лицо  воспользуется изменением для  сокрытия своих денежных средств  или иного имущества, подлежащего  налогообложению, либо это лицо  собирается выехать за пределы  РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).

Необходимо отметить, что  при наличии указанных выше обстоятельств  изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме  планировалось осуществить перенос  сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или  инвестиционный налоговый кредит.

Таким образом, для большинства  российских предприятий изменение  срока оплаты налоговых платежей в виде рассрочки является наиболее доступной. При этом, реструктуризация как изменение срока уплаты налога с ежеквартальной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности имеет ряд  приоритетов по сравнению с рассрочкой, предусмотренной в ст. 64 НК РФ.

В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц  по налогам, сборам, начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для финансового  оздоровления организаций Правительством Российской федерации было принято  постановление от 03.09.04 № 1002 «О порядке  и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических  лиц по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом».

2. Реструктуризация дебиторской задолженности предприятий

 

 Когда говорят о  реструктуризации задолженности,  то в большинстве случаев имеется  ввиду ряд мероприятий по взысканию  дебиторской задолженности. 

В основном это связано  с возможностью предприятия занять активную позицию по решению данных вопросов, в отличие от работы с  кредиторской задолженностью, когда, несмотря на всю привлекательность рассматриваемых  схем, окончательное решение в  любом случае остается за предприятием-кредитором.

 Рассмотрим некоторые  основы работы предприятия с  дебиторской задолженностью, главной  задачей которой является эффективное  правовое взаимодействие с должниками (дебиторами), не исполнившими или  ненадлежащим образом исполнившими  договорные обязательства, с целью  получения от них причитающихся  кредитору денежных и иных  средств в оптимальные сроки.

 Существует несколько  основных направлений реструктуризации  предприятий-дебиторов:

 – замена лиц в  обязательствах (путем уступки прав  требования и перевода долга);

 – изменение сроков  задолженности;

 – изменение сумм  долга (в том числе связанное  с изменением сроков задолженности);

 – изменение схемы  погашения и способов исполнения  обязательств.

 Для выбора стратегии  работы с каждым из должников  необходимо на первом этапе  произвести инвентаризацию всей  задолженности с выделением из  нее трех основных групп:

 – безнадежная;

 – сомнительная;

 – перспективная к  взысканию.

 К первым двум группам  дебиторов целесообразно применить  уступку прав требования, регламентированную  статьями 382-390 Гражданского кодекса  РФ. Названные сделки позволят  сократить дополнительные расходы,  связанные с судебными процедурами  и позволят уберечь от зачастую  неясной судебной перспективы;  в достаточно короткие сроки  позволят пополнить активы реально  ликвидными средствами (денежными  и другими оборотными активами). В случае заключения договоров  об уступке права требования  с участием кредиторов предприятия  возможно применение взаимозачетов и соответственное уменьшение суммы кредиторской задолженности предприятия.

Информация о работе Реструктурирование кредиторской и дебиторской задолженности предприятий