Роль инноваций в антикризисном правлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 05:28, контрольная работа

Описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Содержание

Введение ................................................................................................................3

Роль инноваций в антикризисном правлении.
Понятие антикризисного управления ..........................................................4
Влияние конкуренции на современном рынке............................................4
Роль инноваций в системе антикризисного управления.............................5
Понятие и принципы инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.
Понятие инновационной деятельности........................................................6
Классификация инноваций ...........................................................................7
Инновационный потенциал предприятия ....................................................9
Факторы влияющие на развитие инновационного потенциала ..............11
Инновационный процесс и жизненный цикл продукции.
Типы инновационных стратегий. Инновационные проекты и методы оценки их эффективности.

Инновационный процесс..............................................................................13
Типы инновационных стратегий ................................................................16
Жизненный цикл продукции.......................................................................17
Инновационные проекты и методы оценки их эффективности...............18
Методы оценки инновационных проектов ................................................22
Государственная инновационная политика.............................................23
Заключение .............................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................

Работа состоит из  1 файл

контрольная полностью готовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

    2.3. Инновационный потенциал предприятия. 

    Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия.

    Под потенциалом предприятия принято  понимать совокупность ресурсов, которые  характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности. [3, с.160]

    Также под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития.

    Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Структура элементов вырабатывающих потенциал графически подана на рисунке 1.

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Потенциалосоздающие  элементы инновационной деятельности

    Эффективность проведения инновационных  разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основ которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы.

    Другим   основным условием для внедрения  инноваций является наличие эффективной  системы маркетинга и сбыта,  осуществляющей связь предприятия с конечными  потребителями с целью постоянного  выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды. Обобщая эти и другие условия, отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

  • Интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств; инновационная программа предприятия);
  • Материальные (опытно-приборная база; технологическое оборудование; ресурс площадей);
  • Финансовые (собственные; заемные; инвестиционные; федеральные; грантовые);
  • Кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
  • Инфраструктурные (собственные  подразделения НИИ –ОКР; отдел главного технолога; отдел маркетинга новой продукции; патентно-правовой отдел; информационный отдел; отдел конкурентной разведки);
  • Иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
 

    2.4. Факторы влияющие на развитие  инновационного потенциала.

    Практика  показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание  значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем, малые фармацевтические предприятия, не способны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов, возникновение новых потребностей у покупателей, смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции.

    Среди внутренних факторов, при которых  возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства  и персонала выделять и оценивать  экономические, социальные и технологические  изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей, развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции.

    Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими, к которым относятся:

  • Сложившийся ранее уровень развития производства;
  • Состояние механизма и системы управления;
  • Тип и ориентация организационной структуры;
  • Тенденции экономической и инновационной политики;
  • Понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

    На  уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние  факторы, представленные на таблице 1.

Таблица 1.  Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений

Факторы, способствующие    разработке нововведений Факторы, не способствующие

разработке  нововведений

  1. Сохранение и расширение производственной базы
  2. Сокращение затрат
  3. Реализация нужд и предложений потребителя
  4. Повышение научно-технического потенциала специалистов
  5. Имидж корпорации
  1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений
  2. Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок
  3. Большая неуверенность в успехе
  4. Непатентоспособность нововведения
  5. Трудности в сохранении доли на рынке
  6. Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров
 

    Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности которой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

  • организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
  • поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
  • использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
  • поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
  • поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;[4, с.185]
  • четкая стратегия управления нововведениями.
 
 
 
    
  1. Инновационный процесс и жизненный цикл продукции. Типы инновационных стратегий. Инновационные проекты и методы оценки их эффективности .
    1. Инновационный процесс.

    Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

    Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей 2.

Таблица  2. Инновационный процесс.

Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение  новой потребности Удовлетворение  сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый  уровень Сохранение  на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует

    Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.
  2. Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
  3. Опытно - конструкторские разработки. Опытно - конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:
  • разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
  • формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
  • изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
  • подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
  • создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
  • изготовление, испытание, доводка опытного образца.
  1. Освоение производства нового изделия. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

    Таким образом, инновационный процесс  охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

  1. Понятие, виды и результат инновационной деятельности.

    Кризис  в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который  проявляется в резком снижении управляемости  процессами создания и внедрения  новшеств, в отсутствии источников финансирования.

    С учетом этого поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших  задач антикризисного управления.

    Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества.

    Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

    На  этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических  работ – научно-технические проекты  в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

    Результатом инновационной деятельности можно  считать также:

  • мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;
  • программную продукцию;
  • научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры;
  • услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентнолицензионного обеспечения НИОКР и производства;
  • консалтинговые услуги;
  • хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.
    1. Типы инновационных стратегий.

Информация о работе Роль инноваций в антикризисном правлении